Общественный транспорт – проблема комплексная

На этой неделе в Доме дружбы прошла научно-практическая конференция по развитию общественного транспорта в республике. В ней приняли участие Глава Дагестана Сергей Меликов, руководитель Росавтодора Роман Новиков, представители Минтранса России и Министерства транспорта ЧР. Темы, охваченные мероприятием, затронули широкий круг вопросов. Начиная с того, как сделать общественный транспорт доступным и комфортным для населения, а профессию водителя престижной, до создания транспортно-логистических центров.

 

БУДЕМ РАЗВИВАТЬ!

Общее состояние дел в транспортной отрасли республики было продемонстрировано в 15-минутном ролике на широкоформатном экране, в котором показали позитивные сдвиги в организации пассажироперевозок. Касаемо Махачкалы это запуск 47 новых автобусов большой вместительности, с учетом запросов маломобильных групп граждан. А также организация нового маршрута, охватывающего пригородный поселок Ленинкент, города Махачкалу и Каспийск, с привлечением 30 автобусов средней вместительности, и не менее востребованного маршрута от ТЦ «Этажи» прямиком до аэропорта. Кроме того, решаются проблемные вопросы автотранспортных предприятий, подведомственных Минтрансу РД. Среди них Махачкалинское автотранспортное предприятие 1 и Махачкалинская автоколонна 1736. В частности, приняты меры по выведению из банкротства Махачкалинского пассажирского автотранспортного предприятия 1. Проводятся мероприятия по реорганизации Каспийского АТП в форме присоединения к нему Махачкалинской автоколонны 1736, переименовав его в Дагестанавтотранс, сообщил закадровый голос, комментирующий видеоподборку.

Лейтмотивом видеоролика и конференции в целом стало пристальное внимание, которое уделяется руководством страны проблемам транспортной отрасли. Так, 17 августа 2023 года Президент РФ провел заседание президиума Госсовета по вопросу развития общественного транспорта, на котором отметил, что ежегодно в России автобусами, троллейбусами и трамваями перевозится более 10 млрд человек, плюс в метро 3 млрд и столько же млрд в пригородном железно-дорожном транспорте. «Это притом что за последнее десятилетие мы переживаем рост количества личных автомобилей. И количество общественного транспорта в крупных городах заметно снижалось. Но эта тенденция постепенно меняется. Все больше людей предпочитают именно общественный транспорт как более быстрый, доступный, экономичный. Поэтому наша задача – обновление парка…», – подчеркнул Глава государства. В Послании Федеральному собранию 29 февраля текущего года Президент также сообщил: «Мы будем развивать общественный транспорт, снижать его возраст. До 2030 года субъекты Федерации дополнительно получат около 40 тысяч автобусов, троллейбусов, трамваев, электробусов. Дополнительно предусмотрено на программу обновления общественного транспорта 150 млрд рублей из федерального бюджета».

Вместе с тем видеоролик, получивший всеобщее одобрение как качественная презентация состояния транспортной сферы содержал важный посыл, заключенный в следующей фразе – успешное развитие общественного транспорта зависит от стратегического комплексного подхода, а также от тесной увязки градостроительных и транспортных задач.

 

В ОБХОД

Если перенестись в реалии Махачкалы, то ситуация с общественным транспортом выглядит примерно так. Город, в котором, по разным оценкам, проживает 1 млн людей, обслуживает по последним данным, в среднем от 900 до 1200 маршрутных машин («Газель» и «Газель Next»), 10 троллейбусов («Сел и поехал» от 20.10.2022) и 50 автобусов. В среднем на одно транспортное средство приходится 800 махачкалинцев, но это, скажем так, неточно. Потому как в некоторых семьях количество машин на членов приходится один к трем или по одной на каждого (!). Вместе с тем говорить об удовлетворительном положении в этой отрасли пока не приходится. Ощущается нехватка общественного транспорта, иногда вынуждающая горожан добираться до пункта назначения стоя в транспортном средстве, чтобы не ожидать следующую машину, которая приедет с интервалом по времени примерно в 15 минут. И то не факт, что она будет полупустой. Поэтому основные запросы жителей столицы, пользующихся общественным транспортом, сводятся к просьбам: увеличить количество машин, уменьшить временной интервал, оборудовать новые остановочные пункты, наладить систему, благодаря которой можно было бы отслеживать передвижение машин по линии, запустить новые маршрутные линии, а где-то и вернуть старые (маршрут 63, соединяющий Редукторный поселок и ул. М. Гаджиева), которые по отдельным запросам остаются востребованными. Особняком стоят просьбы жителей пригородов усовершенствовать систему пассажироперевозок (к примеру, увеличить количество транспорта в пос. Шамхал). В летнее время года обращения дополняются просьбами оборудовать остановочные пункты навесами, а транспортные средства – кондиционерами для комфортной поездки.

Прирастание Махачкалы, ранее обусловленное притоком жителей из горных местностей, а теперь курортной привлекательностью столицы, усиливают проблему нехватки общественного транспорта в городе, равно как и проблему точечной застройки, при которой в течение десятилетий на второй план уходили вопросы обеспеченности транспортным охватом «новых» заселенных объектов.

Вместе с тем, как и было озвучено на конференции, эта проблема комплексная. Ведь дорожная сеть столицы остается перегруженной, несмотря на сокращение единиц общественного транспорта, курсирующего по городу. Для сравнения: до 2017 года одной из причин заторов называли неконтролируемый поток маршрутных такси, насчитывающий до 9 тыс. при официальных данных в 3, 5 тыс. В наши дни их примерно 1200, которые по сути не влияют на скорость автопотока. В этой связи действительно стратегическим является заявленное на конференции Главой Дагестана открытие транспортного обхода г. Хасавюрта, благодаря чему «открывается система транспортных коммуникаций, связанных с объездом Махачкалы, что создаст иную транспортную стратегию развития экономики Дагестана и Северного Кавказа». И позволит отчасти решить проблему перегруженности внутригородских дорог.

 

ЭТО НАША БОЛЬ или ЧТО ДЕЛАТЬ?

В то же время, говоря о системе общественного транспорта, Глава республики, охарактеризовал ситуацию словами «Это наша боль». Собственно боль лечить необходимо, но рассчитывать при этом требуется не только на меры поддержки из федерального центра, но и на самих себя, предупредил глава региона, отметив, что «вопросы, которые связаны с предбанкротной и банкротной ситуацией с транспортными предприятиями, – это те проблемы, которые мы должны решать сами.

Глава Росавтодора Роман Новиков, напомнив о беспрецедентной поддержке Президента РФ, подчеркнул, что Дагестан является одним из лидеров в стране в части оценки жителями показателей нацпроекта «Безопасные качественные дороги».

«Далеко за 50% составляет нормативное состояние региональных дорог. По нашим прогнозам, по итогам 2024 года нормативное состояние опорной сети дорог республики, а она составляет 1091 километр, перевалит за 75%», – отметил он.

– Развитым можно считать не тот город, где люди ездят на автомобилях, а город, где состоятельные люди ездят на общественном транспорте, – предварила свое выступление по итогам дискуссионной сессии председатель Ассоциации «Национальные системы управления» Ирина Зарипова и обратила внимание на сферу межрегиональных перевозок, где люди прибегают к услугам популярного сервиса. Если люди пользуются сервисом, а не автовокзалом, значит, нужно сделать сервис проще, считает она.

Доклад Зариповой, который можно отнести к разряду «что делать», был поделен на 5 условных блоков. Вынесенные предложения, практически обоснованные и максимально приближены к нашим реалиям.

Первое – провести аудит всей системы. Нет статистических данных о пассажиропотоке, по автобусам, поэтому сложно прогнозировать, принимать решения и управлять. Второе – транспортное планирование. И здесь тот момент, который присутствует в большинстве субъектов, когда транспортное планирование не всегда совпадает с градостроительным. Поэтому часто так получается, что ЖК построили, а остановочных пунктов нет, возникают пробки. Третье – обновление подвижного состава. В этом направлении Дагестан шаги уже сделал и здесь нужно только вовремя подавать заявки. Четвертое – престиж водительской профессии. Многие водители приходят на временную работу, считают ее непрестижной. Поэтому Зарипова предлагает подумать над программой поддержки водителей, в их числе льготная ипотека. Пятое – безопасность. Работать надо и в плане цифровизации, и с людьми. И здесь Сергей Меликов напомнил главам муниципалитетов о необходимости повышать культуру вождения водителей, в том числе посредством социальной рекламы на баннерах. Для профилактики ДТП со смертельным исходом.

С концепцией программы развития общественного транспорта Дагестана ознакомил участников конференции вице-премьер республики Ризван Газимагомедов. В документе, подготовленном по поручению главы республики, определен ряд задач. Среди них: обновление транспорта и обеспечение безопасности перевозок, совершенствование тарифной политики, создание информационно-аналитической системы управления общественным транспортом и мониторинг его функционирования, формирование единой маршрутной сети и ее оптимизация, снижение вредного воздействия общественного транспорта на окружающую среду.

P.S: В тот же день руководитель Дагестана и глава Росавтодора ввели в эксплуатацию более 15 км трассы Р-217 «Кавказ», а также запустили проект по строительству дороги в обход Хасавюрта.

Лариса ДИБИРОВА

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Мэр Махачкалы опубликовал поздравление в честь праздника Ураза-байрам

Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов опубликовал в своем официальном телеграм-канале поздравительное сообщения, приуроченное к празднику Ураза-байрам, который в этом...

Юсуп Умавов принял участие в заседании махачкалинской Общественной палаты

9 апреля Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов принял участие в заседании Общественной палаты города Махачкалы, на котором с отчётом...

29 махачкалинцев обеспечили лекарствами после вмешательства прокуратуры

Прокуратура Ленинского района столицы Дагестана провела проверку соблюдения прав граждан на льготное лекарственное обеспечение. Данная проверка показала, что с...

За незаконную реализацию квартир в Махачкале двое дагестанцев предстанут перед судом

Двоих жителей республики Дагестан будут судить по обвинению в незаконном предпринимательстве и хищении денежных средств граждан. Об этом заявили...
spot_imgspot_img

В Махачкале провели экологическую акцию “Исцеляющий сад”

Коллектив Маммологического центра L7 организовал экологическую акцию по высадке зеленых насаждений на территории парка Ленинского комсомола, который находится в...

Кассовый чек можно хранить и в электронной форме

УФНС России по Республике Дагестан напоминает, что кассовый чек – документ, который подтверждает факт приобретения товара или услуги между...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам