КОР ‑ источник жизни

Ежегодно в первое воскресенье июня свой профессиональный праздник, День мелиоратора, отмечают труженики мелиорации, в этом году он пришелся на 2 июня. Праздник отмечается с 1976 года, когда он был утвержден Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 мая 1976 года. В России празднование установлено Приказом Президента в 2000 году. Профессия мелиоратора в нашей стране имеет большое значение, ее важность трудно переоценить в силу того, что более половины сельскохозяйственных земель страны находятся в неблагоприятных погодных условиях, в так называемой зоне рискованного земледелия.

Без мелиорации, без проведения мелиоративных работ, направленных на улучшение свойств земель, на повышение их производительности – просто не обойтись. Дагестан с его засушливым климатом и малым количеством осадков, в этом плане, не стал исключением. Долгие годы проблема поливной воды была одной из главных сложностей для Дагестана, нехватка воды для полива полей приводила к тому, что большие территории плодородных земель не обрабатывались и использовались как пастбища, к тому же, отсутствие воды тормозило развитие местной промышленности.

С окончанием строительства КОРа стало возможным проведение масштабных гидромелиоративных работ по водообеспечению засушливых и маловодных районов Терско-Сулакской и Приморской низменностей, а также обеспечение водой жителей Махачкалы, Каспийска и Избербаша. В настоящее время, с введением второй очереди, общая протяженность КОРа составляет 140 километров.

День мелиоратора стал поводом для встречи с руководством филиала КОР Управления «Дагмелиоводхоз». Несмотря на большую занятость, директор КОРа Зубаир Абасов, являющийся также и депутатом Махачкалинского городского Собрания, встретился с корреспондентом «МИ». Во встрече также принял участие его заместитель Исмаил Гаджиев.

В начале беседы Зубаир Агаларович отметил, что канал имени Октябрьской революции является визитной карточкой всей мелиоративной системы республики. Канал имеет большое значение не только для Махачкалы, но и для всей республики, проходит по территории шести районов и обеспечивает водой три города: Махачкалу, Каспийск и Избербаш. Главная и первостепенная задача, стоящая перед дирекцией КОРа, это доведение воды до водопользователей, подача мелиоративной поливной воды сельхозпотребителям, а также обеспечение водой для хозяйственно-бытовых нужд (не питьевой) жителей Махачкалы, Каспийска и Избербаша. И, как заметил Исмаил Гаджиев, КОР – это источник жизни, крайне необходимый для Дагестана, построенный титаническим трудом наших предков. Жители республики должны ценить их усилия. В советское время деятельность КОРа проходила под лозунгом «Земле воду – урожай народу».

 

Историческая справка

Первая попытка масштабного строительства канала была предпринята в 1875 году под руководством инженера Невинского. Начались работы по проведению канала от реки Сулак до города Порт-Петровск. А в следующем году, после прокладки более 48 км канала, из-за допущенных ошибок, связанных с выбором трассы канала, строительство было прекращено. Вторая попытка строительства была предпринята в 1882 году уже по новому проекту, и в 1888 году канал был доведен до Порт-Петровска.

Спустя 1 год по руслу канала впервые была пущена сулакская вода, но к большому разочарованию строителей, дойдя до реки Шура-озень, вода прорвала дамбу. В 1895 году инженером Рытелем был представлен проект по переустройству канала, однако в результате обострившейся внутриполитической обстановки в царской России в конце XIX – начале XX веков, реализация проекта была отложена. Следующая, уже успешная, попытка строительства оросительно-обводнительного канала была предпринята при Советской власти. Руководителями партийных и советских организаций была разработана программа развития в Дагестане орошаемого земледелия, проведены подготовительные работы и создан Главный штаб трудового фронта во главе с инициатором и организатором работ, председателем Совнаркома Дагестана Джамалудином Коркмасовым. Строительство канала началось с грандиозного субботника 11 октября 1921 года, инициированного правительством Дагестана. Работы начались с очистки русла старого, заброшенного канала, который пытались построить ранее, в конце прошлого века. По оценке специалистов, в течение неполных трех месяцев на канале ежедневно работали 3,5 тыс. человек, было перемещено свыше 16 тысяч кубометров земли. Из-за отсутствия техники работы проводились с помощью лопат и кирок, а землю выбрасывали трехъярусным способом.

16 февраля 1922 года за выдающиеся успехи, достигнутые трудящимися Дагестана только за первые три месяца работ, Дагестан первой из республик РСФСР был удостоен своей первой высшей награды – ордена Трудового Красного Знамени.

Строительство канала стало поистине народной стройкой. Несколько десятков тысяч человек со всего Дагестана принимали участие в строительстве. Благодаря их самоотверженному труду строительство канала было осуществлено в рекордно короткие сроки – менее чем за два года. 8 августа 1923 года состоялось торжественное открытие канала имени Октябрьской революции.

 

Зубаир Абасов отметил, что при осуществлении своей главной задачи приходится решать множество проблем. Во-первых, это, конечно же, поддержание канала в работоспособном состоянии. Учитывая, что водоводу более 100 лет, он нуждается в реконструкции отдельных частей и гидротехнических сооружений, а также в проведении ремонтно-восстановительных работ. Во-вторых, приведение санитарного состояния канала в порядок, соблюдение санитарно-эпидемиологических норм и требований. Большая часть проблемы вызвана тем, что некоторые жители засоряют канал стихийными мусорными свалками, расположенными рядом с КОРом и канализационными стоками. И это несмотря на то, что рядом с ними проложены траншеи для прокладки канализационных труб, а на сложных участках администрацией города приняты меры по прокладке канализации вручную. Нарушения были выявлены в ходе большого рейда по обследованию канала в черте города – от Нового Хушета до Шамхала.

Руководство КОРа рассказало о том, что очень много времени и усилий приходится уделять не своей прямой работе, связанной с эксплуатацией канала, а разбирательствам и судебным делам, связанным с незаконным строительством в санитарной зоне канала, его перекрытием и возведением там сооружений и заборов. Много таких построек, а также сливы канализации фиксируются на улице Автомобилистов, Московской, Проектной, Строителей КОРа, имеется застроенные места по улице Аметхан Султана, по улице Ручейковая, в районе «Узбекгородка», в поселках Шамхал-Термен, Новый Хушет. Кроме того, встречаются случаи несогласованного высаживания деревьев на земле, прилегающей к каналу. В результате их корневая система приводит к деформации бетонную облицовку канала.

Третьим пунктом директор отметил обеспечение безопасности наших граждан. Всем известны случаи, в том числе и трагические, связанные с ДТП и падением автомобилей в канал. Большой резонанс получила трагедия, случившаяся 4 февраля в поселке Семендер, когда автомобиль «Приора» с двумя несовершеннолетними пассажирами (10 и 12 лет), нарушив скоростной режим, упал в канал имени Октябрьской революции, в результате чего, к сожалению, скончался 10-летний ребенок. Последний случай опрокидывания автомашины в воду произошел совсем недавно, вечером 3 июня, когда по невнимательности водителя оказался в канале автомобиль «Шкода». Касаясь данного аспекта, директор КОРа отметил важную деталь, что пролегающая вдоль канала дорога, ставшая дорогой общественного пользования, на которых чаще всего и происходит ДТП, по факту является эксплуатационной дорогой КОРа. Но некоторые жители города не соблюдают меры безопасности, что приводит к трагическим последствиям. Во избежание таких случаев по поручению Главы Республики Дагестан Сергея Меликова была создана межведомственная комиссия, главной целью которой является обеспечение безопасности автомобильного движения вдоль канала. Организованной под руководством главы г. Махачкалы Юсупа Умавова рабочей группой, в состав которой вошли представители администрации города, Управления «Дагмелиоводхоз» и сотрудники ГИБДД, выявлены аварийно-опасные участки протяженностью около 1 км, где часто происходят ДТП. По инициативе директора «Дагмелиоводхоз» Магомеда Юсупова принято решение установить в таких местах временные бетонные ограждения с последующей заменой их на стационарные металлические барьеры. Также, в целях повышения безопасности, готовится постановление главы города об изменении порядка движения на дорогах вдоль канала: на участке от улицы Магомедтагирова до проспекта Казбекова будет установлен режим одностороннего движения и введен запрет на движение грузового транспорта, кроме того, планируется ввести ограничение скорости и установить искусственные неровности. Главой республики дано поручение об увеличении количества социальной рекламы на городских баннерах, призывающей водителей соблюдать правила дорожного движения.

Через нашу газету Зубаир Абасов призвал пользователей воды, сельхозпроизводителей к соблюдению платежной дисциплины, отказаться от несанкционированного отбора воды, вовремя заключать и соблюдать договора и не доводить дело до спорных ситуаций и судебных разбирательств. Особое внимание было обращено на то, что водопользователям приходится оплачивать только работу по транспортировке воды и доставке до потребителей; к тому же, заметил руководитель КОРа, в Дагестане действует самый низкий в стране тариф на воду для сельхозпроизводителей – 30 копеек за кубометр.

В завершение беседы руководитель КОРа Зубаир Абасов выразил надежду, что читатели газеты, жители Махачкалы и всей республики, узнав больше о канале имени Октябрьской революции, начнут ценить самоотверженный труд наших предков.

Гарун КАБИЕВ

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Мэр Махачкалы встретился с жильцами одного из многоквартирных домов города

7 июня мэр Махачкалы Юсуп Умавов по поручению Главы Дагестана Сергея Меликова провел встречу с жильцами многоквартирного дома №...

Мэр Махачкалы встретился с управляющим ВТБ в СКФО, а также генеральным директором ООО «Дагестан СтеклоТара» и ООО «Каспийский завод стекловолокна»

7 июня Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов провел встречу с управляющим ВТБ в СКФО – вице-президентом банка Александром Дыренко...

Для общественного транспорта Махачкалы предоставят более 60 автобусов

Республика Дагестан до конца года получит более 60 новых автобусов для общественного транспорта Махачкалы. Расширение сотрудничества республики и ПАО...

Мэр Махачкалы посетил муниципальное предприятие «АРИЭЛЬ»

Вчера, Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов посетил муниципальное предприятие «АРИЭЛЬ». Вместе со своим заместителем Османом Османовым градоначальник осмотрел помещения...
spot_imgspot_img

Запускается цифровизация контроля за поставками газа

МегаФон предложит технические решения по передаче данных на общефедеральном уровне для нужд «Газпром межрегионгаз» — крупнейшего поставщика природного газа...

Мэр Махачкалы посетил завод имени Магомеда Гаджиева

6 июня мэр Махачкалы Юсуп Умавов вместе со своим заместителем Османом Османовым посетили исторический завод, названный в честь Магомеда...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам