Пилотный проект по созданию платного парковочного пространства, запущенный в Махачкале с 25 марта этого года, работает в городе уже два месяца. Несколько улиц, определенных под ПП, находятся в центре города и в основном примыкают ко Второму рынку. Насколько этот проект востребован в городе и отвечает ли он своим основным целям, об этом поговорим чуть позже. А пока вспомним о попытках, какие предпринимались столичной администрацией для разгрузки центральной части города от транспортных наслоений в предшествующие годы.
История создания платных парковочных пространств отсылает нас в не столь далекие 2016-2017 гг., когда мэрией Махачкалы был предпринят шаг к созданию ПП в центре города. В соответствии с Постановлением № 1624 «О проведении пилотного проекта по организации платных муниципальных парковок, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения города Махачкалы» от 15 августа 2016 года, пилотный проект по созданию платных парковочных мест предполагалось реализовать на 22-х улицах города, установив для оплаты спецустройства – паркоматы. Цена одного часа пребывания на платной территории составляла 30 рублей.
И хотя проект только готовился к старту, к обсуждению актуальной темы подключились эксперты. Озвученные мнения сводились к следующему: будет минимизирован блуждающий перебег, когда автовладельцы совершают несколько кругов вокруг локации, желаемой для размещения своей машины; снизится концентрация транспорта у дорожных обочин, что позволит улучшить пропускную способность улиц; проект позволит привить культуру взаимоуважения – собственники авто, озабоченные предстоящими расходами за паркоместо, не станут надолго оставлять свой автомобиль, не спеша решая множество «важных» дел.
Тема платных парковок, раскрученная в 2016 году, продолжилась в 2017, однако по некоторым причинам, проект не заработал. В качестве основной указывалась необходимость наладить систему электронного взаимодействия. Таким образом, проект перенесли на… неопределенный срок.
Справедливости ради нужно отметить, что попытка создать платную парковочную автостоянку и разгрузить улицы, прилегающие ко Второму рынку, состоялись еще раньше. Вместительный ангар был отстроен на ул. Батырая еще при прежнем мэре Саиде Амирове, однако популярностью у населения не пользовался. Люди делали выбор в пользу беспорядочной парковки в центральной части города, руководствуясь принципом: зачем платить, если можно бесплатно постоять.
ВЕКТОР РАЗВИТИЯ ОПРЕДЕЛЕН
Осуществить годами муссируемую тему удалось лишь в текущем году. Информация о пилотном проекте ПП была проанонсирована еще в ноябре 2023 года. В продолжение темы и чтобы «морально и физически» подготовить население к нововведению в текущем году на тг-канале Администрации города Махачкалы, а также в соцсетях мэрии неоднократно тиражировалась информация о запуске пилотного проекта платных парковок, стартующего 25 марта. До этого времени проект начал работать в тестовом режиме с тем, чтобы максимально охватить население новостью. Собственно, сама новость была моментально подхвачена всеми крупными информационными тг-пабликами – в ней подробно указывалась дата запуска проекта, локации платных парковочных мест, основные причины введения ПП, цена за час пребывания и пр. «МИ» также не обошли вниманием актуальную тему – разъяснения представили в виде интервью с руководителем ЦОДД г. Махачкалы Халилом Муртазалиевым от 14.03 2024 «Оплати и паркуйся».
Любое нововведение закономерно продуцирует реакцию общества. Ведь если горожане привыкли парковаться там, где они хотят и как им удобно, создание платных парковочных мест может быть воспринято неоднозначно. Вместе с тем важно решать вопрос не через призму приятия или неприятия, а эффективности принятых мер.
31 мая этого года на сессии Народного Собрания в ходе выступления депутата НС РД представителя фракции «Единая Россия» Алавудина Мирзабалаева была озвучена актуальная тема внедрения системы платных парковок, охарактеризованная им как «вызвавшая общественный резонанс».
– В современных городах найти свободное место на дорогах – это проблема. Из-за отсутствия парковочных мест миллионы людей в нашей стране совершают круги по улицам в поисках свободного места. Это время они могли бы потратить на другие более полезные цели, – справедливо отметил депутат НС РД.
В качестве наглядного примера он привел улицы вокруг площади Махачкалы, где действительно немало припаркованных автомобилей, и в целом сложно найти свободное место под парковку. Мирзабалаев заметил, что в условиях роста населения столицы и, вместе с тем, увеличения количества транспортных средств беспорядочная парковка автомобилей стала фактором, угрожающим безопасности дорожного движения, что отражается на пропускной способности улиц.
– Наблюдается существенный и прогрессирующий дисбаланс между нарастающим количеством автомашин и пропускной способностью улично-дорожной сети, инженерно-техническим оснащением дорожной отрасли города. В этой обстановке администрация города была вынуждена и пошла по правильному пути поиска выбора мер урегулирования создавшейся ситуации. Одним из вариантов решения проблемы дефицита парковочного пространства является оптимизация транспортной системы и введение платных парковок. Это считается одним из эффективных инструментов пересадки людей из личных автомобилей на общественный транспорт, на уменьшение пробок, повышение доступности городской инфраструктуры. Федеральное законодательство еще с 2011 года предоставило такое право органам государственной власти и органам местного самоуправления. Более чем в 20 городах РФ уже введена и функционирует система платных парковок. Мы знаем, что с 25 марта 2024 года в столице республики на улицах Радищева, Коркмасова, Толстого, Дзержинского, Батырая, Абубакарова также введена система платных парковок, – сказал депутат НС РД.
Он напомнил, что Администрацией города принято постановление от 24 октября 2023 года «О проведении пилотного проекта по организации платных муниципальных парковок, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения», в котором указаны плата за размещение транспортных средств на парковочном месте в размере 50 рублей, дни и время, которые являются платными, перечень лиц, которые могут пользоваться ПП бесплатно.
Вместе с тем, отмечает А. Мирзабалаев, введение любого пользовательского платежа – мера неоднозначная: «Она всегда вызывала массу недовольства граждан, споров о необходимости, целесообразности, своевременности, обоснованности и эффективности введения этого механизма. Естественно, возникает вопрос – действительно ли это мера, которая позволит увеличить пропускную способность улично-дорожной сети Махачкалы и сократит количество транспортных средств в зоне создания платных парковок?»
В этой связи, уверен депутат НС РД, во избежание конфликтов важно своевременно провести разъяснительную работу среди населения о необходимости введения ПП. Так, ФЗ «Об организации дорожного движения в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» обязывает органы местного самоуправления информировать население о подготовке указанными органами решения о создании и использовании ПП посредством размещения соответствующей информации в периодических печатных изданиях, а также посредством размещения ее не позднее, чем за 30 дней до начала использования ПП на своих официальных сайтах в сети Интернет.
Информация должна содержать: обоснование необходимости пользования ПП; основные проблемы дорожного движения, которые планируется решить посредством введения платы за пользование парковочными местами; дату начала пользования ПП; предполагаемые зоны использования ПП; размер, порядок осуществления оплаты; населению необходимо раскрыть содержание договора об организации парковочного пространства со специализированной организацией, сведения об объемах сборов, распределении и целевом их использовании.
В Программе комплексного развития транспортной инфраструктуры г. Махачкалы на период с 2018 до 2035 гг., утвержденной в 2018 году, имеется анализ актуальных проблем транспортной инфраструктуры, провоцирующих возникновение автомобильных заторов и дорожно-транспортного происшествия. Среди перечисленных: недостаточная ширина полос движения, нехватка парковочных мест, устаревшие объекты светофорного регулирования, недостаточное количество камер фото-, видеофиксации, недостаточное количество и неоптимальное размещение пешеходных переходов, отсутствие единого муниципального качественного транспорта, графика его движения и отсутствие тротуаров. Эти проблемы необходимо решать только комплексным путем. Одними парковками эту проблему не решить, подчеркнул депутат НС РД.
Действующая сеть парковок не позволяет сегодня эффективно использовать занимаемые площади. В городе нет централизованных парковок на внутригородских внутриквартальных территориях, нет парковочных мест возле крупных торговых сетей. Не имеют парковочных мест и другие объекты общественного пользования.
Мирзабалаев указал на необходимость провести глубокий комплексный анализ и разработку Концепции единого парковочного пространства города с использованием методических рекомендаций. Такие методические рекомендации разработал Минтранс РФ.
По словам депутата НС РД, внедрять систему парковочного пространства следует не в масштабе одной-двух-трех улиц, а сразу по всей территории города. Возможно, чтобы платные городские парковочные пространства формировались в целях создания благоприятной и комфортной среды для пешеходов, городского транспорта, автомобилистов, а не для получения максимального дохода в бюджет города через установление дополнительных барьеров и неудобств для населения.
В настоящее время, отмечается А. Мирзабалаевым, из всего комплекса необходимых мероприятий по совершенствованию дорожного движения в Махачкале остались без должного внимания обеспечение качественной дорожной разметки, соответствующей установленным нормам и правилам, ее своевременное обновление; обеспечение соответствующим нормативным требованиям объектов светофорного регулирования, оснащенными световыми и звуковыми сигналами; оптимальное размещение пешеходных переходов, при необходимости оборудованных подземными и надземными проходами на улицах с высокой интенсивностью движения; создание и содержание тротуаров, учитывающих интенсивность пешеходного потока с возможностью перемещения маломобильных групп населения; обеспечение качественным безопасным общественным транспортом, оборудованным системой ГЛОНАСС, системой безналичных расчетов и достаточным количеством мест для проезда пассажиров, а также обеспечение оплаты платной парковки безналичным путем.
Обеспокоенность вызывает и то, что наличными деньгами с использованием банкоматов, платной парковкой будут пользоваться люди старшего поколения, которые не разбираются в современных технологиях или просто не имеют гаджетов. На данный момент такой возможности нет. Оплата происходит только по безналичному расчету по системе быстрых платежей. При этом электронный чек за оплату парковки не формируется, а он понадобится для тех, кто пользуется служебным транспортом, как первичный бухгалтерский документ для приобщения к своему отчету, отмечается в выступлении депутата НС РД.
В целом, если говорить о системе парковки, можно характеризовать, что вектор развития определен администрацией города верно, но необходимо систематически контролировать ситуацию и оперативно реагировать на возникающие проблемы, подытожил депутат НС РД.
ГЛАВНОЕ – ОЦЕНКА ЛЮДЕЙ
Комментируя «МИ» эффективность пилотного проекта по созданию парковочного пространства за прошедшие два месяца, заместитель главы города Махачкалы Рустам Магомедов отмечает, что в настоящее время в городе насчитывается 492 платных парковочных мест. Сам проект не требует бюджетных вливаний: все расходы несет оператор платных парковок. Средства, полученные за оплату парковочных мест, поступают в дорожный фонд города и идут на поддержание дорожной инфраструктуры.
Заммэра уточнил, что в таком режиме проект будет работать до 25 сентября, после чего планируется проведение конкурсных процедур с опубликованием всех соответствующих документов на открытых площадках. По итогам определят победителя – оператора парковки. Таким образом, количество платных парковочных мест в городе составит примерно 3 тыс. Минтранс рекомендует вводить платные парковки на тех локациях, где в течение дневного времени парковки заняты на 85%, подчеркнул Магомедов. Соответственно, выбор улиц под платную парковку осуществляется с учетом этих показателей. Введение платной парковки на двух-трех улицах в целом ситуацию не изменит, поэтому в настоящее время ведется мониторинг транспортных потоков и парковочных мест на улицах города, то есть идет комплексная работа по планированию парковочного пространства в городе. В проект платного парковочного пространства будет включено более 15 улиц. По сути, разработка Концепции единого платного пространства подходит к завершению.
– На сегодняшний день можем сказать, что основная цель проекта – увеличение пропускной способности улично-дорожной сети – достигнута. Если говорить о конкретных цифрах, то примерно на 30%. Горожане и сами обратили внимание на то, что в районе Второго рынка уменьшилось количество заторов, возникающих по причине беспорядочно припаркованных автомобилей, которые нередко занимали места в течение всего дня, – констатирует Магомедов.
Относительно отсутствия чеков при оплате, он уточняет, что в соответствии с ФЗ №54 «контрольно-кассовая техника не применяется организациями, реализующими полномочия органов по предоставлению за оплату права пользования парковками», то есть отсутствует обязательность фискализации этого процесса. При осуществлении оплаты через СБП формируется чек, где указывается дата, время, куда и в какой сумме были направлены средства. Если нужно подтвердить расходы, у граждан есть возможность предоставить чек по месту требования.
Система платных парковок удобна и тем, кто пользуется гаджетами, и тем, кто в силу преклонного возраста не владеет всеми возможностями телефонов. Для этой категории граждан установлены паркоматы, взимающие оплату по банковской карте.
– За месяц до начала работы проекта мы разместили всю необходимую информацию в официальных соцсетях Администрации города, в крупных телеграм-каналах, на официальном сайте, в периодическом издании «Махачкалинские известия», а также анонсировали введение платных парковочных мест по телевидению, – перечисляет Магомедов. – Мы информировали население о дате запуска проекта, его стоимости, причинах введения проекта, о том, куда будут направлены полученные средства. Кроме того, ряд видеосюжетов с подробной инструкцией о том, как пользоваться парковками, транслировался в тг-канале мэрии и на местном телевидении. Наша практика информационного охвата населения с помощью волонтеров была показана федеральными пабликами. В первые дни на платных парковках работали волонтеры, которые объясняли водителям, как пользоваться приложением и паркоматами. До 25 марта проект работал в тестовом режиме. За это время устранялись неполадки, возникающие в работе системы.
К слову, система штрафов сейчас работает не в полной мере. «Мы дали время людям адаптироваться, синхронизировать свои расходы, чем, кстати, вызвали нарекания со стороны отдельных тг-каналов. На самом деле, штрафы – это крайняя мера», – комментирует Магомедов.
О том, насколько платные парковки облегчили транспортный трафик, можно судить по отзывам людей. «Неоднократно мы проводили опросы и голосования по платным парковкам на тг-каналах Махачкалы и в моем тг-канале, и население однозначно высказало свое мнение о необходимости организации платных парковочных пространств. Это свидетельствует о том, что владельцы транспортных средств ощутили эффект в виде упорядоченности парковочных мест, повышения пропускной способности, безопасности дорожного движения на тех улицах, где внедрен проект по платным парковкам», – отмечает замглавы Махачкалы.
– Мы руководствуемся принципом: прежде чем приступить к работе – ситуацию надо проанализировать. Именно поэтому в целях оптимизации транспортной системы мы проводим полноценный анализ всей дорожно-транспортной системы, всех транспортных потоков: количество въезжающих и выезжающих автомобилей, класс автомобилей, с каких направлений заезжает больше, в какие дни, в какие часы. Для мониторинга затребуется определенное время. Нами также рассматриваются пассажиропотоки, точки притяжения, транспортные маршруты, наиболее и наименее востребованные у горожан. То есть все эти данные полностью перенесены на созданную несколько месяцев назад цифровую платформу. Все маршрутные линии, точки пересечения, дублирующие участки, с тем, чтобы пересмотреть места расположения остановок, возможно, перехватывающие хабы и т.д. Подходит к завершению разработка Концепции внедрения выделенных полос для общественного транспорта по пр. Акушинского. Там также будут пересмотрены развороты, места расположения пешеходных переходов, чтобы они были оптимально выверены. То есть даже чтобы один знак выставить на дороге, нужно комплексно проанализировать ситуацию. По итогам этой работы мы будет презентовать Концепцию, обсуждать с общественниками: необходимо проводить работу с учетом мнения людей, что принципиально важно в этом вопросе, – считает Магомедов.
Что касается дорожной разметки, нормативные температуры для покрасочного сезона в Махачкале установились примерно в середине апреля. То есть по нормативу асфальт должен прогреться до 15 градусов. С момента наступления нормативных температур, за 1,5 месяца, выкрашено порядка 35-40% от всей области покраски. Это и пешеходные переходы, и осевые линии. Работа в этом направлении проводится нарастающим темпом. На пр. Акушинского эти работы не ведутся, так как на ней будет производиться переразметка потоков, создание новых линий, развязок и т.д.
Магомедов уточнил, что Управлением транспорта г. Махачкалы разрабатываются новые схемы, которые позволят улучшить пропускную способность дорог. В этих целях расширили проезд на перекрестке ул. Петра I и Азизова, создали вторую линию для объезда перекрестка. Это значительно ускорило транспортный поток. Сузили кольцо на ул. Булача в сторону Каспийска по новой трассе, что также значительно ускорило поток, сделали новую развязку в районе «Тысячи мелочей».
– Мы начали работу с проблемных узлов, сейчас эти узлы между собой будут связаны так, чтобы все транспортные потоки распределялись равномерно, – уточняет Магомедов и вновь делает акцент на том, что работа ведется с учетом мнения общественности: «Одно дело – наше мнение, но самое главное – оценка людей. На сегодняшний день большинство согласно с тем, что платные парковки – это действенная мера».
ПОЛЬЗА ОЧЕВИДНА
– Польза от реализации проекта ПП действительно очевидна, – считает руководитель ЦОДД г. Махачкалы Халил Муртазалиев. – Мы получили немало положительных отзывов от махачкалинцев, которые наконец-то получили возможность припарковать автомобиль на территории, прилегающей ко Второму рынку или поблизости от него. Прежде сделать это было практически невозможно. Люди занимали парковочное место в лучшем случае на несколько часов, а нередко на целый день, не принимая во внимание то, что другим также необходимо приехать на рынок и закупить продукты. То есть удалось достичь сменяемости транспорта на этой одной из самых востребованных локаций города.
По сути парковочное место, являясь оплачиваемым, дает массу преференций махачкалинцам. Занимая место на час за вполне посильную оплату в 50 рублей, житель города закупается всем необходимым и освобождает локацию для другого человека. Не приходится пользоваться услугами того же «тачкиста», который за 200 рублей отвезет покупки на расстояние, где припарковано авто – как правило, это одна из улиц, прилегающих ко Второму рынку. Муртазалиев делает важное уточнение: системой ПП предусмотрена постоплата. То есть человек может сначала воспользоваться услугой, а оплатить в течение дня до 23:59, если сразу нет возможности это сделать.
Оплачивать можно двумя удобными способами: через приложение, скачанное в телефон, либо через паркоматы. Если паркомат не работает, во избежание спорных ситуаций в этот день автоматически парковка становится бесплатной.
Что примечательно, жители Махачкалы жалуются не на введение платных парковочных пространств, а на их отсутствие. Так, жители ул. Ирчи Казака, прилегающей к рынку, буквально требуют, чтобы на этой территории запустили проект ПП. Автовладельцы паркуются беспорядочно и в несколько рядов, тем самым сильно снижая пропускную способность дорог. Таковы реалии жизни города.
Нет задачи обязать всех платить, отмечает руководитель МБУ «ЦОДД» г. Махачкалы. Оплата начинается после 15-ой минуты стоянки. «Но как это у нас происходит. Приезжает человек, паркуется возле Второго рынка и не спеша начинает «обход» территории. Но когда он знает, что парковка платная, то сокращает время своего пребывания. При этом мы все понимаем, что 50 рублей за час – не самая большая сумма. С этой позиции мера оказывает своего рода психологический эффект на тех, кто любит оставить машину и решать все свои дела, не заботясь о других. Благодаря платным парковкам нет необходимости совершить 40 кругов вокруг локации, чтобы отыскать место для автомобиля», – поясняет Муртазалиев. Насчет информированности населения, Муртазилиев склоняется к мнению, что «к каждому зайти домой – невозможно, всегда останутся люди, которые скажут: а я не знал. И если говорить о ситуации в целом, люди не всегда на знаки обращают внимание. А знаки-то стоят! Не только знаки стоят, но и информационные щиты, на которые можно просто камеру навести, и она скачает приложение. Буквально в три шага регистрируешься и оплачиваешь. Все сделано в настолько доступном формате, что не справиться просто невозможно».
Лариса ДИБИРОВА