Сказки Пушкина – это особый жанр классики, где история стихосложения одинаково поучительна как для взрослого, так и для ребенка. Вообще, говорят, что Александр Сергеевич вовсе не пытался создать детское чтиво; его сказки были обращены именно к старшему поколению. Но мы знакомимся с его гениальными работами в далеком детстве – так и становится Пушкин истинным первым наставником для малышей, первым вдохновителем на собственные творческие шаги. В этот раз Управление культуры Администрации г. Махачкалы, Первая детская галерея г. Махачкалы и Детская художественная школа столицы инициировали презентацию собственного проекта на площадке Театра поэзии. Кроме того, в этот же день Детская художественная школа презентовала зрителю 6 мультфильмов, которые сняты по мотивам дагестанских сказок самими учениками.
1 июня ученики махачкалинской «Художки» представили свои красочные работы по мотивам сказок русского гения – это яркие, живые, потрясающе красочные работы, выполненные с помощью карандашной техники, работы с акварелью, гуашью… жанры разные – рисунок, линогравюра, живопись, миниатюра и даже шрифты. Мне, как посетителю, бросились в глаза интересные рамки – картины помещены в стилизованные «ставни», символизирующие окна в сказочный мир Пушкина.
По словам создателей проекта, подобные кампании направлены на развитие, образование, повышение культурного уровня и получение навыков среди молодежи. Тем более, что сам проект был представлен и приурочен ко Дню детей – 1 июня.
С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ СКАЗКА
Но выставка в галерее – это не все. Кроме того, Детская художественная школа г. Махачкалы также на сцене Театра поэзии презентовала нечто оригинальное – мультипликационные работы своих учеников. Это короткометражные фильмы, которые ребята создавали самостоятельно.
Детская художественная школа Махачкалы стала победителем в Конкурсе проектов развития креативных индустрий Президентского фонда культурных инициатив. Грант принадлежит проекту школы «Гора языков». Это мультипликационный сериал из 6 серий на 6 языках самых крупных народов Дагестана. Тематикой для мультфильмов служат легенды и сказания того народа, на языке которого и озвучен мультфильм.
По словам организаторов, основная цель проекта – популяризация национальных дагестанских языков среди детей и подростков, как носителей нематериального культурного наследия народа через мультипликацию.
Ребята выступили режиссерами, сценаристами, художниками-мультипликаторами, а также сами озвучили все серии. На создание проектов ушло более двух месяцев, в течение которых юные художники обрисовывали все кадры, снимали и озвучивали свои творения. Для проведения такой масштабной работы прошли обучение анимацией 100 детей, 5 преподавателей; в самом проекте было задействовано 57 ребят, из них 6 – озвучивали сказки. Теперь же, благодаря смежному сотрудничеству с Управлением образования Махачкалы, мультсериал на электронных носителях будет передан в общеобразовательные школы города для демонстрации на уроках родного языка. Мультсериал «Гора языков» также размещен в сети интернет в свободном доступе на сайте Детской художественной школы г. Махачкалы, Telegram-канале и на канале YouTube учреждения.
В открытии проекта приняли участие республиканские деятели искусств, руководство Театра поэзии и директор художественной школы г. Махачкалы Гульнара Мамашева. Поздравить с открытием выставки пришла и начальник Управления образования г. Махачкалы Эмилия Раджабова.
Открытие мероприятия прокомментировала сама Гульнара Мамашева:
«За этот учебный год это уже второй грант, который мы выиграли в Президентском фонде культурных инициатив. Задачей гранта, конечно же, является стимул заинтересовать наших детей в изучении своего родного языка. До тех пор, пока мы не начали озвучивать наши мультфильмы, мы не понимали, насколько это большая проблема. Она нас сильно тревожит, что дети не знают своего языка. Если мы думали, что, хотя бы какая-то часть ребят является носителями, то выяснилось, что дети совершенно им не владеют, не могут на нем читать. Мы стали понимать, что тем самым сможем как-то заинтересовать и приучить, может заворожить детей мультиками, чтобы они начали изучать свой родной язык. И, конечно же, это касается и взрослых, которые посмотрят и, наверное, тоже задумаются об этой большой проблеме.
Мы на этом, конечно, не будем останавливаться; мы за это время обучили более сотни детей мультипликации. Конечно, эту тематику мы еще будем развивать, у нас, у учителей очень много идей. Это был наш первый опыт: почему мы обратились именно к мультипликации? Мы выиграли грант после того, как сами снимали просто на телефон творческие проекты на стихи Расула Гамзатова, после чего заняли второе место на Всероссийском конкурсе мультфильмов. Это нас подвигло, конечно, именно через мультфильмы донести и рассказать о своем родном крае. Надеюсь, мы будем снимать еще дальше; надеюсь, у нас все сложится, у нас все для этого есть. Заинтересованность преподавателей огромная. К тому же, у нас еще очень много языков, очень много работы, которую мы должны сделать. Надеюсь, что у нас все это получится, а такой большой первый опыт, конечно, всех очень завел и вдохновил – и родителей, которые во все это были вовлечены, и детей, и конечно, самое главное – учителей. А сейчас им кажется, что в следующий раз они все сделают по-другому и гораздо лучше».
Регина ГАДЖИБАЛАЕВА