В каких случаях, кроме призыва на обязательный намаз, желательно читать азан, а также желательно ли на него отвечать?
С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его Посланнику Мухаммаду и его семье, сподвижникам и всем тем, кто за ним последовал до Судного дня. А затем…
Имам Ибн Хаджар аль-Хайтами (да помилует его Аллаh) в своей книге «Тухфат аль-мухтадж» пишет, что азан желательно читать в следующих случаях:
1) в ухо новорожденному (салах);
2) на опечаленного;
3) на одержимого джиннами;
4) на человека, которого охватил гнев;
5) на человека или животное, чье поведение стало неадекватным;
6) в разгар сражения;
7) при пожаре;
8) в периоды, когда джинны наиболее активны;
9) вслед за путником. За путником также желательно читать и икамат.
Относительно желательности ответа на азан, который читается не с целью призыва на обязательный намаз, ученые разошлись во мнении.
Также относительно обращения в сторону киблы при чтении азана не для намаза, Джамалуддин аль-Ахдал (да помилует его Аллаh) в сборнике своих фетв «Умдат аль-муфти ва аль-мустафти» пишет, что «обращаться в сторону киблы нужно только во время азана к молитве».
Отдел фетв Муфтията РД