Мы продолжаем рассказывать любителям автоспорта о продолжающемся Чемпионате мира по автогонкам в классе «Формула-1». Наш выпуск посвящен обзору Гран-при, прошедших с 17 по 19 мая в Имоле (Гран-при Эмилии-Романьи), через неделю в Монако с 24 по 26 мая (Гран-при Монако) и с 7 по 9 июня в Монреале (Гран-при Канады).
ГРАН-ПРИ ЭМИЛИИ-РОМАНЬИ
Седьмой этап чемпионата мира «Формулы-1» и первый европейский этап в сезоне проходил в Имоле, на печально знаменитой трассе имени Энцо и Дино Феррари. Напомним, что 30 лет назад, в «черный уик-энд» 1994 года, здесь разбились дебютант «Формулы-1», пилот команды «Симтек» австриец Роланд Ратценбергер и трехкратный чемпион мира, пилот команды «Уильямс-Рено», легендарный бразильский «Волшебник» Айртон Сенна.
Долгое время, с 1981 по 2006 годы, этап в Имоле носил название Гран-при Сан-Марино (в честь расположенного рядом одноименного карликового государства), с 2020 года гонки в Имоле проходят как Гран-при Эмилии-Романьи (область в Италии в предгорьях Апеннин, находящаяся неподалеку). Протяженность трассы составляет 4 909 метров, дистанция гонки состоит из 63 кругов и чуть превышает 309 километров. В прошлом году этап был отменен из-за наводнения, вызванного проливными дождями.
На обеих тренировках в пятницу, 17 мая, лидировал пилот «Феррари» монегаск Шарль Леклер. В субботу, на последней тренировке перед квалификацией, быстрейшим стал австралийский пилот «МакЛарен» Оскар Пиастри. Тем не менее, победа в квалификации досталась действующему чемпиону мира – голландцу Максу Ферстаппену из «Ред Булл», Пиастри вторым стал (но вскоре был оштрафован стюардами потерей трех мест на старте за блокировку датского гонщика «Хаас» Кевина Магнуссена), третьим квалифицировался напарник Оскара по «МакЛарен» британец Ландо Норрис. Пилоты «Феррари» в квалификации показали лишь четвертое (Леклер) и пятое время (Карлос Сайнс). Победа в квалификации в Имоле стала для Ферстаппена седьмой из семи в сезоне и 39-й в карьере.
Гонка прошла 19 мая в воскресенье и выдалась довольно спокойной и скучной, интересных и ярких событий на трассе не происходило. Свою очередную победу, пятую в сезоне и 59-ю в карьере, одержал Ферстаппен. Макс сумел сдержать давление Норриса, взвинтившего темп на последних кругах. На финише гонки Ландо уступил победителю менее 1 секунды.
Третьим стал Леклер, четвертым – Пиастри, вслед за ним Сайнс, на шестом и седьмом местах завершили гонку пилоты «Мерседес» Льюис Хэмилтон и Джордж Рассел. Напарник Ферстаппена, Серхио Перес на финише стал только восьмым, Лэнс Стролл на «Астон Мартин» – девятым, пилот «Виза РБ» Юки Цунода замкнул призовую десятку. Лучший круг в гонке на счету Джорджа Расселла.
Гран-при Эмилии-Романьи показал, что «МакЛарен» уверенно набирает обороты, команда серьезно прибавила в последних гонках и всерьез претендует на лидерство.
ГРАН-ПРИ МОНАКО
Победа в Монако – мечта любого гонщика. Победа здесь считается самой престижной в «Формуле-1». Рекорд по числу побед на Гран-при Монако принадлежит Айртону Сенне, у него их шесть, второе место делят Грэм Хилл и Михаэль Шумахер, у которых по пять побед, и четыре победы на счету Алена Проста. Протяженность трассы составляет 3 337 метров, дистанция гонки состоит из 78 кругов и немного превышает 260 километров. Гран-при Монако, наряду с гонками «500 миль Индианаполиса» и «24 часа Ле-Мана», является одной из трех самых престижных в мировом автоспорте, составляющих так называемую «тройную корону автоспорта», не официальный, но престижный титул.
На данный момент только один гонщик в истории сумел одержать победу на этих трех гонках, столь не похожих друг на друга – британец Грэм (Грехэм) Хилл, двукратный чемпион мира «Формулы-1» (1962, 1968). Из ныне действующих пилотов «Формулы-1» ближе всех к «тройной короне» находится испанец Фернандо Алонсо, дважды побеждавший на Гран-при Монако (2006, 2007) и в «24 часах Ле-Мана» (2018, 2019). Прошлогодний Гран-при Монако запомнился очередной победой Макса Ферстаппена, Алонсо на «Астон Мартин» стал вторым, а пилот «Альпин» Эстебан Окон – третьим.
Субботнюю квалификацию Гран-при Монако выиграл Шарль Леклер, второе время показал Пиастри, третье – Сайнс, четвертым стал Норрис. Гонщики «Феррари» и «МакЛарен» заняли два первых ряда на стартовой решетке.
В Монако проявились слабые места болидов «Ред Булл» (атака поребриков и кочковатая трасса), и лидер общего зачета Ферстаппен стартовал только шестым, а Перес показал всего лишь 18-е время (стартовал 16-м после дисквалификации обоих пилотов «Хаас»). В Монако у Макса прервалась победная серия поулов. Голландец не смог побить, и повторил два рекорда по количеству побед в квалификациях подряд, принадлежавшим двум легендарным гонщикам: Айртону Сенне принадлежал рекорд по выигранным поулам подряд, в 1988-1989 годах на «МакЛарен-Хонда» завоевал 8 поулов; другой рекорд, по выигранным поулам подряд на старте сезона, принадлежал Алену Просту, который в 1993 году выиграл семь квалификаций подряд с начала сезона, выступая за рулем «Уильямс-Рено».
Традиционно результаты квалификации в Монако во многом определяют и результаты на финише гонки. На узкой городской трассе практически невозможно обгонять, а позиции на трассе могут измениться за счет грамотно проведенного пит-стопа. На старте гонки произошла серьезная авария с участием Переса и пилота «Хаас» Кевина Магнуссена, в которой пострадал и второй пилот «Хаас» Нико Хюлькенберг. В результате все трое сошли с дистанции гонки.
Гонка была надолго прервана красными флагами, и, фактически, прошла без пит-стопов, так как все гонщики поменяли резину во время действия красных флагов (в том числе и Карлос Сайнс, проколовший колесо в борьбе с Пиастри). После рестарта первая десятка гонщиков финишировала в том же порядке, что и стартовала (впервые в истории): Шарль Леклер одержал свою первую победу в сезоне и первую в на домашней трассе, вторым финишировал Пиастри, третьим – Сайнс, четвертый – Норрис, за ним, на пятом месте, Джордж Расселл на «Мерседес», Ферстаппен стал шестым, дальше Хэмилтон, Цунода, Александер Албон на «Уильямс» стал девятым, замкнул призовую десятку Пьер Гасли на «Альпин».
ГРАН-ПРИ КАНАДЫ
Девятый этап чемпионата мира «Формулы-1» проходил в Монреале, на автодроме имени Жиля Вильнева, построенного на искусственном острове Нотр-Дам, расположенного на реке Святого Лаврентия. Протяженность трассы составляет 4 361 метр, дистанция гонки состоит из 70 кругов и немногим превышает 305 километров. В прошлом году победу на Гран-при Канады одержал Ферстаппен, компанию голландцу на подиуме составили Алонсо и Хэмилтон.
Победу в квалификацию одержал Джордж Рассел, вторым стал Ферстаппен, показавший такое же время с точностью до тысячных секунды, третье время у Ландо Норриса, отставшего от пары победителей квалификации на две сотых секунды. Результаты получились очень плотными, семь гонщиков расположились в трёх десятых секунды. Оба гонщика «Феррари» провалили квалификацию и стартовали только 11-м и 12-м.
/Любопытно. Результаты квалификации в Канаде напомнили 1997 год, финальный Гран-при Европы, который проходил в Хересе (Испания). Тогда сразу трое гонщиков показали одинаковый результат: канадец Жак Вильнев на «Уильямс-Рено», немец Михаэль Шумахер на «Феррари» и напарник Вильнева тоже немецкий пилот Хайнц-Харальд Френтцен. По правилам, тот гонщик, который показал результат раньше других, располагается на стартовой решётке выше. С поула тогда стартовал Вильнёв, за ним Шумахер, а Френтцен – третьим./
Гонка стартовала в дождевых условиях, что всегда вносит дополнительный элемент неожиданности и практически всегда получаются непредсказуемыми. Достаточно вспомнить дождевой Гран-при Канады 2011 года, когда после многочисленных событий на трассе (красные флаги, многочисленные пейс-кары) Дженсон Баттон, будучи в середине гонки на последнем месте (аварии, прокол, штраф), сумел на последнем круге обогнать Себастьяна Феттеля и победить в канадском триллере.
На старте Рассел удержал первое место и лидировал почти 20 кругов, затем на подсыхающей трассе в лидеры вышел Норрис, обогнавший перед этим Ферстаппена. После выезда автомобиля безопасности из-за остановки посреди трассы пилота «Уильямс» Логана Сарджента, половина пелетона заехала в боксы для смены резины, но Норрис не успел свернуть на пит-лейн и заехал кругом спустя. В результате на трассу он выехал только третьим, позади Ферстаппена и Рассела. Впоследствии Норрису удалось опередить Рассела, и он финишировал вторым, отстав от Макса почти на 4 секунды. Ферстаппен одержал непростую победу, Норрис и Рассел попали на подиум. Четвертым финишировал Хэмилтон, за ним Пиастри, оба пилота «Астон Мартин» (Алонсо и Стролл). Даниэль Риккардо стал восьмым, пилоты «Альпин» Пьер Гасли и Эстебан Окон стали девятым и десятым. Для «Феррари» канадский уик-энд сложился крайне неудачно, оба пилота по различным причинам сошли с дистанции. Лучший круг в гонке показал Хэмилтон.
В общем зачете среди пилотов после девяти этапов Ферстаппен уверенно сохраняет лидерство, у него 194 очка, у Леклера на втором месте 138 очков, Норрис – третий, у него 131 очко, на четвёртом месте Сайнс (108), опережающий Переса на одно очко. Далее расположились Пиастри, у которого 81 очко, Рассел – седьмой (69), Хэмилтон – восьмой (55). У Алонсо на девятом месте 41 очко. Цунода – десятый, у него 19 очков, что на два очка больше, чем у Стролла, занимающего 11 место.
В Кубке конструкторов, по-прежнему, лидирует «Ред Булл» – 301 очко, на втором месте «Феррари» – 252 очка, не так далеко от них и «МакЛарен» – 212 очков. «Мерседес» (124) отрывается от «Астон Мартин» (58), далее, «Виза РБ» – 28 очков, «Хаас» на седьмом месте с 7 очками, следом за ними «Альпин» (5), за ними «Уильямс», набравший первые два очка на Гран-при Монако. «Заубер» остается единственной командой без очков в чемпионате.
Гарун КАБИЕВ