Когда западные фирмы одежды стали «хлопать дверью» на территории РФ, многие брендоманы откровенно загрустили. Даже в Москве рассчитывать на качественную вещь уже не приходится: ЦУМы и те опустели! Что уж говорить о провинции… И если вы искушенный покупатель, то очевидно, что ваши потребности не закроет ни «Эконом», ни какой-нибудь турецкий бутик – как бы ни претендовал на люкс. А если вы шопоголик-брендоман с очень скромной зарплатой? Пойдем в евросток? Брезгуете? А зря…
СЕКОНД-ХЕНДЫ И ЕВРОСТОКИ – НЕ ОДНО И ТО ЖЕ
Идея секонд-хенда родилась в начале XX века, когда во время Первой мировой войны была введена экономия и рационирование ресурсов. Одежда и другие товары стали дефицитом, и люди стали обращаться к утилизации и вторичной переработке использованных вещей. В 1940-х годах сэконд-хенд магазины стали популярными среди молодых людей, которые искали способ выделиться из толпы и носить эксклюзивную одежду. В этот период винтажные товары стали символом стиля и индивидуальности (субкультура хиппи).
Термин «сток» произошел от английского слова stock, что в переводе на русский язык означает «запасы», «складские остатки». Сток (Евросток) — категория вещей, которые не были в употреблении и на них обязательно сохранены фирменные этикетки и ярлыки. Зачастую магазины брендовых вещей не хотят, чтобы их товары продавались по низкой цене и вредили репутации магазина. В таких случаях с одежды срезают бирки и ярлыки, чтобы покупатели не могли определить происхождение той или иной вещи. Зачастую отсутствие бирки говорит о высоком качестве одежды. Бренды Louis Vuitton, Christian Dior и подобные им никогда не допускают попадание своих старых коллекций в товар Сток, поэтому они срезают ярлык и только после этого продают уцененный товар. Такой товар собирается только из нераспроданных коллекций фирменных магазинов. Категория сток, в свою очередь, делится на бренды и зачастую продается поштучно.
Важно! Часто на бирке в графе «произведено» указаны такие страны как Индия, Китай, Бангладеш, Тунис и другие страны с дешевой рабочей силой. Торговые марки размещают свои производственные мощности в этих странах для того, чтобы минимизировать расходы и, соответственно, уменьшить себестоимость производимой продукции. Такие производства полностью контролируются компаниями и на качество товара это не влияет. Но сначала вещи попадают в аутлеты на Западе – там прошлые коллекции продаются «еще раз», с распродажи, в надежде найти своего покупателя. Поэтому остатки коллекций бывают такими скудными и часто попадают в Евросток уже в одном-единственном экземпляре или размере.
ПОЧЕМУ НЕ ТУРЦИЯ?
– Почему так дорого? – недоумевала моя приятельница, которая только что вернулась из Бахрейна
– Это же Турция! Качество! – возмущенно парировала ей продавщица на рынке.
Подруга долго не могла успокоиться: «Понимаешь, на Востоке Турция – это как местный Китай. Да, местами немного качественней и дороже, но, в общем – производитель сегмента ниже среднего или среднего максимум. Турцию покупают люди небогатые, поэтому стоимость соответственная. Когда я приезжаю в Махачкалу, всякий раз «выпадаю в осадок» от цен на эту одежду».
От себя добавлю, что Турцию видно сразу: это те самые модели одежды, которые очень любят дагестанские женщины 40+, 50+ – тонкий стрейч, стразы, «вырвиглазные» оттенки… Турция вне времени – как штамповала модель двадцать лет назад, так и по сей день не меняет дизайны. Турецкий товар – он как бы отдельно, у него непременно есть собственный покупатель – как раз тот самый индивидуальный предприниматель – взрослый, дельный, который одевается не красоты ради, а удобства. Потому что знает, стразы – это обязательно красиво, а сиреневый цвет можно надеть и на свадьбу дочери, и на рынок. И кстати, кофту эту можно стирать ежедневно – камушки не отвалятся энное количество лет. За это, собственно, средняя цена на турецкий ширпотреб достигла среднего порога в 3-5 тысяч рублей за одну штуку, будь то платье, кофта или рубашка.
Это не подходит для тех, кто помоложе, победнее и хочет оставаться в тренде.
СЕКОНД-ХЕНД И ЕВРОСТОК
Как правило, это один магазин, хотя товар здесь разный: секонд-хенд, к примеру, висит, попахивая формалиновым раствором, ткань покрыта катышками, слегка или вполне серьезно заношена или застирана. Хотя иногда ношеные вещи смотрятся прилично, тогда они, правда, могут быть совершенно «не в моде» – секонд-хенд выдает себя тем, что выглядит как-то очень уж ретро.
Секонд продает то, что собирает Красный Крест в качестве гуманитарной помощи для малоимущих; часть товаров распродается в собственных магазинах Запада, часть идет дальше, на Восток.
Плюсы секонда в том, что это возможность не только сэкономить, но и внести экологический вклад – вы даете второй шанс старой одежде. Многие мастерицы в таких магазинах находят модели, которые позже, после тюнинга преображаются в совершенно модную вещь. Секонд хорош для многодетных семей, когда нужно всех одеть, обуть, а вещи моментально становятся маленькими. Здесь можно купить что-то из домашней одежды, если вам жалко на нее тратиться в обычных магазинах. Иногда сюда залетают фирменные джинсы во вполне приличном состоянии от Армани или Ив Сен Лорана – если верить бирке. Цена у ношеных вещей – от 300-450 рублей и выше. В принципе, если в кармане есть пятьсот рублей, можно и «поохотиться». Дороже пятисот платить за б/у, как по мне, – идея провальная.
ОХОТА ЗА «ФИРМОЙ»
Я пришла в магазин, который расположен в самом сердце старой Махачкалы – он так и называется «Евросток». И вправду, здесь, кажется, акцент сделан именно на стоковом товаре. Есть кое-где вещи секонд, но их не очень много. Или грамотные продавцы по законам маркетинга их правильно перемежают с новыми вещами. Сам магазин не может не понравиться: большой, свободный, светлый – море света, освещение на каждом этаже – их, кстати, здесь целых три.
Сюда заходят туристки – в других регионах страны вообще такие торговые центры «в фаворе», у нас – «моветон». Непонятно только почему, но в Дагестане у людей до сих пор считается плохим тоном экономить. Такое вот мышление: «дешево, значит плохо». Тем более странно, ведь это теперь место последней надежды найти ту или иную фирму, покинувшую РФ.
Но давайте разбираться, насколько дешево. Три тысячи за пиджак голландского бренда «C&A». В интернете я его не нашла: старые цены двухлетней давности, согласно архивам, начинаются от 1450 рублей и заканчиваются в пределах 7500 рублей. Официально бренд ушел из России, а значит, купить его можно случайно и только в евростоке, которому санкции нипочем. Он вне времени и политики.
А вот клетчатый брючный костюм от немецкой фирмы «Том Тейлор». Сведения в интернете сообщают, цитата: «…магазины бренда не работали в России со второго марта 2022 г. В середине июля компания объявила, что окончательно уходит из РФ. TomTailor — гамбургский бренд повседневной одежды (Германия). До 2022 года в России и странах СНГ у компании было открыто более 130 магазинов, в России — 56 магазинов в 19 городах». Но бренд быстро передумал и вернулся, значит, его можно приобрести и на других площадках. Но посмотрим, что по ценам. На костюме пришпилен первый ценник – он, скорее всего, приехал из фирменного магазина или аутлета – 89,99 евро; примерно 8300 рублей. В магазине ценник перебит на 3000 рублей. Неплохо.
А вот и моя жертва: туфли обувной марки STEVE MADDEN – чисто американский бренд с чисто американской фабрикой – то есть она, если верить интернету, расположена не в Китае, где-то в пригородах Шанхая, а в США, цитата: «SteveMadden – это единственный американский обувной бренд с фабрикой, находящейся в непосредственной близости к главному офису компании. Такое особое расположение предоставляет Стиву и его дизайнерской команде уникальную возможность тестировать образцы и быстро реагировать на тренды».
Пятьсот рублей за пару. SteveMadden никуда и никогда не уходил; он продает свою обувь на площадках онлайн-магазинов. Цена за мою модель на Вайлдберрис – 2688 рублей супротив 500 рублей в евростоке. Я купила, хотя модель экстравагантная и даже эксцентричная – только на сцену надеть. А вот мужские мокасины от бренда «Зара» – почти родного, но покинувшего нас весной 2023 года. Цена за натуральную замшевую пару 44 размера – 2000 рублей.
Ботинки венгерской фирмы WESTPORT – 2500 рублей; бренд работает в России, цена пары на Яндекс Маркете в среднем 7000 рублей (цены на разные модели варьируются от 3500 до 15000 рублей).
Отдельно хочется сказать про сервис: некоторые продавщицы раздражают тем, что неусыпно следуют за тобой повсюду. Делают замечания. Я понимаю, что они несут ответственность за товар, но вынести его невозможно – он намагничен. И все же… в остальном это хороший магазин, который предлагает все, даже нижнее белье и шубы; здесь можно одеться в бренды, даже ушедшие из России, притом – за небольшие деньги. Могу рекомендовать это место для представителей богемных профессий – за небольшой чек можно одеться в истинно европейское качество в самой классической и элегантной ее форме.
Регина ГАДЖИБАЛАЕВА