Это сегодня явление невесты в банкетный зал носит однообразный характер: музыка, танцы, лепестки роз… А если обратиться в прошлое, то мы увидим целую палитру обычаев, без которых эта церемония раньше была немыслима.
Заглянем в аул Кубачи (ныне Дахадаевский район). Когда невесту провожали в семью жениха, на ее руке должен был быть браслет весом более ста граммов. И явись она без него, по аулу тут же расходился слух, что невеста «пришла с пустыми руками». А после свадьбы эти браслеты вместе со всем остальным богатством невеста носила сорок дней и не занималась тяжелой работой.
А невесту из селения Муги (ныне Акушинский район) ждала совершенно другая церемония: мать жениха выливала ей на голову ковш теплого топленого масла и желала безбедной жизни. Говорят, срабатывало.
В ряде лакских сел невеста, выходя из дома, выносила два чурека. Один оставляла за воротами, другой несла в дом мужа. Вместе с хлебом обязательно приносила и воду. А еще под ноги невесте при входе в дом жениха могли постелить овечью шкуру и кидали мелкие монеты. Это несло в себе вполне определенный смысл (шкура – символ изобилия, металл – оберег) и должно было принести новой семье счастье.
Лезгинскую невесту из дома выводил отец, дедушка, брат или дядя. Впереди нее несли зеркало и зажженную лампу – это были обереги и символы чистой жизни. Старались нести так, чтобы огонь не погас, что в глазах людей предрекало бы разлад в семье. Когда невеста переступала порог дома, мама жениха осыпала ее голову мукой – для бараката.