– Почему валидатор не работает? – мужчина средних лет нервно прикладывает карту к терминалу в маршрутке, но тот упорно не реагирует. Суетливо шаря по карманам, пассажир сконфуженно начинает поиск наличных.
– Что-то с вашей картой не так, – невозмутимо резюмирует водитель.
– Я сам системный администратор и хорошо разбираюсь в таких аппаратах, – протестует пассажир. – Ваш аппарат не работает!
– У кого-нибудь есть в салоне карта? – Водитель делает последнюю попытку объяснить, что аппарат «невиновен». Предлагаю протестировать мою карту. Валидатор срабатывает. Сзади звучат догадки: «Бухгалтер деньги не закинул», «Да не, брат, карту надо было лентой прикладывать» и так далее.
Терминалы оплаты удобны. Не надо «размениваться по мелочам», ожидать сдачу, сдерживая тех, кто сзади. Привыкшие платить картой быстро забывают о необходимости иметь при себе наличные. И зря. В одну из своих поездок в маршрутном такси оказалось, что терминал не работает. Пришлось мне проводить археологические раскопки в сумке. «Я заплачу», – предлагает девушка сзади. «Не надо, – реагирует водитель, – выходите, все нормально». Адекватность водителя и буддистское спокойствие вызвали чувство глубокого уважения.
В Москве, на которую ориентируются в регионах, оплата организована транспортными картами, выгодными для активных пользователей. Можно экономить при пересадках. К тому же в соцсетях напоминают, что в столице пассажиров не обязывают оплачивать проезд, если вдруг терминал не работает. Такое, значит, практикуется, а мы чем хуже? А тут еще и школьная тема подоспела. Школьники нередко едут в маршрутках за «баркала», потому что дагестанские водители проявляют «сабур». Но почему бы не разработать детский проездной?
«Вопрос о неоплате при нерабочем терминале на рассмотрении. Частная причина сбоев – неравномерное покрытие Интернета. Из-за этого работа аппаратов приостанавливается. Для возобновления требуется перезагрузка. Если терминал не работает по причине технической поломки, мы оперативно доводим эту информацию до перевозчиков. Работа ведется систематически, – отметил начальник отдела организации транспортного обслуживания населения Управления транспорта г. Махачкалы Джабраил Омаров.
Также Омаров сообщил, что до водителей маршрутных такси доведена информация о том, что при неработающем терминале на тех маршрутах, где они функционируют уже длительное время, не имея наличности, пассажир может не оплачивать. «Водители – адекватные люди и, как правило, входят в ситуацию. Если конфликт все-таки возник, транспортное управление проводит разбирательство и совместно с руководством транспортной компании принимает меры, – успокаивает Омаров, поясняя, что на «вредного» водителя можно пожаловаться.
Касательно детского проездного, то в разных регионах существует механизм предоставления скидок различным категориям граждан. Он предполагает компенсацию выпадающих доходов перевозчику вследствие введения мер социальной поддержки. Чтобы этот механизм заработал у нас, необходимо произвести расчет, сколько было перевезено льготников. Исходя из этого рассчитывается, сколько требуется средств для внедрения такого проездного и изучается возможность предусмотреть соответствующие расходы в плановом бюджете.
Также надо учитывать, что для эффективности внедрения транспортных карт, в том числе и социальных, необходимо повсеместное внедрение терминалов оплаты. А что до транспортной карты, то в пилотном режиме их выпускали дважды – сначала на троллейбусах, а затем и на маршрутных линиях. Выпущенные карты в обороте, вопрос о выпуске новых пока только рассматривается. Но те, кто привык к преимуществам безналичной оплаты, не хотят возвращаться к наличным. К хорошему быстро привыкаешь.
Лариса ДИБИРОВА