Работа общественного транспорта в Махачкале и периодически возникающие пробки на дорогах в последние годы не раз вызывали нарекания у населения. Нехватка машин на линиях, перегруженность салонов, поведение водителей – вопросы из разряда наиболее актуальных. Что предпринимает руководство столицы этих направлениях – нам рассказал начальник Управления транспортом Администрации города Махачкалы Андрей Гусейнов.
– Буквально на днях таксист в Дербенте сказал мне, что был вынужден уехать из столицы, где долгие годы проработал водителем маршрутки, из-за того, что транспорт на линиях стали сокращать. Вроде как с приходом новых компаний-перевозчиков политика мэрии поменялась. Это правда? Транспорта стало меньше?
– Нет. Реестр маршрутов не поменялся, количество транспортных средств не изменилось, и если раньше ездили «Газели» 13-15-местные, то сейчас увеличилась вместимость транспортных средств. Соответственно, общая транспортная вместимость только увеличилась.
– Если удалось решить проблему маршрутного такси с помощью увеличения вместимости, то почему проблема дорожных заторов не сходит на нет?
– Пробки в городе возникают, потому что Махачкала – мегаполис практически с миллионным населением. Город же рассчитан на меньшую численность населения. Примерно на треть от сегодняшней цифры. Соответственно, и дороги были рассчитаны на меньшее количество транспортных средств. С развитием города, к сожалению, дорог больше и шире не стало. Они стали удлиняться в сторону поселковых дорог, но на центр из-за этого нагрузка только возросла. Это при том, что численность транспортных средств увеличилась. Пробки в таком случае закономерны.
– Но можно ведь упорядочить это движение? Например, в автодорожной мировой практике есть прецедент, когда в тот или иной день на дорогу не выпускаются автомашины с той или иной буквой или цифрой на регистрационном номере. Это значительно снижает нагрузку на дороги.
– Такая практика есть, но в России она не применяется. Она практикуется в Юго-Восточных странах – Таиланде, Сингапуре. Сегодня запретить выезд, например, лично вам не предоставляется возможным.
– Это противозаконно или…?
– Ну, во-первых, субъект такой закон не принял, на федеральном уровне такой аспект рассматривается, но на сегодняшний день подобной практики в нашей стране еще не было. Считаем, что введение подобных мер нецелесообразно, так как приведет к дополнительным трудностям для жителей Махачкалы.
– Не связаны ли пробки с поведением водителей на дороге? Помимо того, что они систематически нарушают правила во время вождения, этика оставляет желать лучшего. Вчера водитель, прибывший на «конечку», не позволил сесть пассажирам в салон. Несколько минут людям пришлось ожидать на улице, пока водитель совершал намаз в салоне машины. Это правомерно? Не провоцируют ли такие задержки нарушения в графике?
– Если водитель проехал полный маршрут – от начала пути до конца – он не нарушил график. В перерывах между выездами предусмотрено личное время, которым он вправе распоряжаться по собственному усмотрению. Нигде регламентом не предусмотрено наказание за, якобы неэтичное поведение водителя в личное время. Здесь я ничего противозаконного не вижу. Другое дело, если не соблюдаются интервалы в графике движения.
Но с соблюдением ПДД действительно непросто. Это снижает пропускную способность улиц, приводит к коллапсам и аварийным ситуациям. Здесь, действительно, поведение наших водителей оставляет желать лучшего. Администрация города устанавливает специальные знаки, и это ведет к дополнительным расходам, хотя сами знаки необязательны. Сегодня введены патрульные машины, которые фиксируют нарушения в автоматическом режиме, установлено значительное количество камер. Несмотря на это, водители продолжают нарушать ПДД, что действительно повышает нагрузку на дорогах и вообще негативно влияет на обстановку.
– Как решать проблему?
– Ее надо решать в том числе и с вашей, журналистов, помощью, с помощью социальной рекламы, памяток, предупреждений. Нужно привлекать общественников, духовенство; проводить встречи и разъяснять водителям. Кто не понимает – наказывать рублем.
Пользуясь случаем, хочу еще раз обратиться к водителям, чтобы они соблюдали правила дорожного движения и с уважением относились к иным участникам дорожного движения – пассажирам и другим водителям.
– У нас в городе обновился автопарк. Что это для нас значит?
– За последние три года сами компании приобрели порядка шестисот единиц автотранспортных средств. Заменили старые рафики, газики, газели. В прошлом году администрацией города был проведен конкурс, в результате которого вышли на линию 47 автобусов большой вместимости, которые циркулируют по трем маршрутам. Цены на них регулируются социально ориентируемым тарифом – по двадцать рублей. Маршруты субсидируются городской администрацией.
Сегодня практически завершены конкурсные процедуры на введение таких же тарифов еще на семи маршрутах. Два из них – магистральных. Они заработают с 1 января 2025 года – это автобусы большой вместимости – по Мирзабекова-Магомедтагирова, из ЦУМа и через ул. Гамзатова и Гамидова до Школы механизации. Планируется еще приобретение подвижного состава среднего класса, которые будут обслуживать пять пригородных поселков – это Сулак, Шамхал, Шамхал-Термен, пос. Загородный и Хушет. Также будут установлены социально ориентированные тарифы. Перевозка будет субсидироваться из муниципального бюджета – это значительные средства. В бюджете они предусмотрены, конкурсные процедуры практически завершены, после чего с компаниями-победителями будут заключены контракты и договоры. То есть, помимо машин большого класса, автопарк города пополнится машинами среднего класса.
Транспорт будет оборудован всем необходимым инвентарем: кондиционерами, валидаторами, WI-FI, электронным табло, аудиоинформированием, а также будут приспособлены для перевозки маломобильных групп граждан (с возможностью заехать на коляске).
– Сегодня в администрации заговорили о новом проекте, внедрение которого полностью бы поменяло маршрутизацию города. Можете рассказать об этом?
– Эта концепция сейчас только разрабатывается и будет представлена на утверждение главе города. Реформа предусматривает оптимизацию маршрутных сетей. Сегодня центр города перегружен, в то время как окраины испытывают маршрутный дефицит. Маршрутная сеть будет пересмотрена, с плановым созданием пересадочных узлов, где можно буде приехать из поселка до пересадочного узла на каком-нибудь малом транспорте и пересесть на магистральный маршрут. То есть планируется создание пересадочных узлов, отстойно-разворотных площадок. Предусматривается полная замена и обновление подвижного состава, увеличение его с расчетом на большую вместимость.
– То есть в центре будет больше автобусов, а на окраине – маленьких маршруток?
– Именно. Планируется введение транспортной карты, которая бы регулировала пересадочные тарифы. Но это глобальный вопрос, который требует значительных финансовых вложений и времени. Прежде необходимо разработать масштабный комплексный подход. Сейчас концепция в разработке, а в ближайшее время будет согласована с главой города.
– Были ли прецеденты подобного рода в иных городах?
– В других городах, как и у нас, в настоящее время вопрос решается. В таких мегаполисах, как Махачкала, этот процесс запущен еще в прошлом году; но еще не завершен, так как требует значительных финансовых затрат.
– С чем хотели бы обратиться к горожанам?
– Я хочу сказать, что Администрация Махачкалы и глава города знают проблемы транспортного обслуживания населения и прикладывают все усилия, чтобы эти проблемы решить. Надеемся снять эти вопросы совместными усилиями.
Регина ГАДЖИБАЛАЕВА