Недопоступление средств в консолидированный бюджет Республики Дагестан, отрицательное влияние на транспортную логистику республики, возникновение угрозы инфекционных заболеваний, связанных с употреблением некачественных продуктов, «захламление» общественных мест, вызванное стихийными торговыми точками, а также несанкционированные торговые территории не подпадают под требования категорирования и паспортизации в интересах их антитеррористической защиты – вот ряд причин, приведенных в пояснении к законопроекту о борьбе с незаконной торговлей на сайте НС РД.
Незаконная – значит не санкционированная, то есть не имеющая разрешительных документов. В качестве примера авторы приводят торговлю на тротуарах Дербента и Хасавюрта: «…вдоль улиц имени Сальмана и Таги-Заде в Дербенте осуществляется неправомерная торговля на тротуаре уже на протяжении 5–7 лет; вдоль ул. Набережной в Хасавюрте неправомерно возведены торговые точки, что привело к сужению улицы с 6 метров до 3 метров с образованием автомобильного затора, а также затруднению свободного проезда автомобилей экстренных служб…»
Махачкала не фигурирует среди примеров. Зато почти каждый житель столицы может привести несколько таковых. Например, в районе Северной автостанции, вдоль ул. Юсупова (Хуршилова), вокруг рынков на ул. Ирчи Казака, в Узбекгородке и т.д. Не говоря уже о сезонной торговле прямо с машин арбузами и дынями, которые можно обнаружить в любой точке города.
В Управлении торговли и наружной рекламы г. Махачкалы, куда мы обратились по вопросу борьбы с уличной торговлей, подтвердили факт ее наличия. По их словам, регулярно проводятся рейды на выявление торговцев, их штрафуют. Но, видимо, штрафы не столь ощутимы, поэтому закон требуется ужесточить.
Авторы проекта предлагают статью 3.2. Кодекса Республики Дагестан об административных правонарушениях изложить в новой редакции:
«1. Торговля в неустановленных для этих целей местах, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц – от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
- Действие, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное повторно в течение года, – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
- Нарушение порядка (схемы) размещения нестационарных торговых объектов – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от четырех тысяч до семи тысяч рублей; на юридических лиц – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
- Действие, предусмотренное частью 3 настоящей статьи, совершенное повторно в течение года, – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на должностных лиц – от шести тысяч до восьми тысяч рублей; на юридических лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей».
В качестве положительного примера упорядочения несанкционированной торговли можно привести ночную ярмарку, организованную на ул. Батырая, где производители сельхозтоваров получили возможность реализовать продукцию.
Для Махачкалы этот вопрос очень актуальный, в первую очередь в плане наведения порядка в уличном движении, когда несанкционированная торговля с машин приводит к пробкам на дорогах, не говоря уже об угрозах антисанитарии и налоговых издержках.
Магомедрасул ОМАРОВ