Федеральный закон от 04.08.2023 № 467-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» наделил ФССП России новыми контрольно-надзорными полномочиями, которые распространяются на деятельность кредитных и микрофинансовых организаций в части осуществления ими деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц.
Для учета новых объектов контроля ФССП России будет вести перечень кредитных и микрофинансовых организаций, включение в который будет осуществляться автоматически после получения соответствующего статуса от Банка России.
На банки и микрофинансовые организации будут распространяться обязательные требования, связанные с необходимостью иметь специальное оборудование и программное обеспечение, необходимые для записи и хранения информации о фактах взаимодействия с гражданами в ходе возврата просроченной задолженности. Также указанные организации будут обязаны в течение трех лет хранить документы и информацию, касающиеся профессиональной деятельности.
Теперь с гражданами может взаимодействовать и робот-коллектор — автоматизированный интеллектуальный агент сможет вести диалог с должником без личного участия представителя организации. Переговоры с использованием автоматизированного интеллектуального агента должны записываться. Кроме того, алгоритм использования робота-коллектора должен предусматривать по требованию должника возможность переключения на сотрудника организации.
Еще один способ взаимодействия с гражданами — направление сообщений должникам через портал Госуслуг. Этот способ приравнивается к электронным сообщениям. Для такого порядка общения потребуется, чтобы программное обеспечение коллекторской, кредитной или микрофинансовой организации было подключено к порталу Госуcлуг. Также необходимо, чтобы должник подтвердил свое согласие на получение сообщений в личном кабинете на портале Госуслуг. Однако в течение календарного месяца можно направлять через портал Госуслуг не более двух сообщений по одному обязательству.
Дополнительный способ взаимодействия – направление гражданам письменной корреспонденции, доставляемой по месту жительства или месту пребывания должника операторами почтовой связи, курьером или специальными курьерскими службами без непосредственного взаимодействия с ним.
Взаимодействие между профессиональным взыскателем и должником может проходить посредством личных встреч. В будний день с 8:00 до 22:00, в выходной или праздничный день — с 9:00 до 20:00. Но не более 1 раза в неделю. Если говорить о телефонных переговорах, то не более 1 раза в сутки, 2 раза в неделю и 8 раз в месяц. Также в будний день с 8:00 до 22:00, в выходной или праздничный день — с 9:00 до 20:00).
Граждане вправе отказаться от взаимодействия с кредитором или его представителем посредством направления последним заявлений — об отказе от взаимодействия и об осуществлении взаимодействия через указанного должником представителя. Заявление может быть направлено кредитору или его представителю заказным письмом с уведомлением, через нотариуса или же нарочно.
Напоминаем! В Управлении Федеральной службы судебных приставов по Республике Дагестан работают специалисты по ведению государственного реестра и контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности, связаться с которыми можно по телефону 8(8722) 67-02-60.
О противоправных действиях коллекторов граждане могут сообщить письменно, направив заявление в Службу судебных приставов, также заявление можно направить и в электронном виде посредством «Интернет-приемной», функционирующей на официальном сайте управления. Помимо этого в круглосуточном режиме функционирует и телефон доверия: 8 (8722) 69-44-22.
Стоить отметить! Необходимо любыми способами зафиксировать противоправные действия коллекторов. Например, каким образом с ним либо с третьими лицами происходит взаимодействие: с каких номеров телефонов, адресов электронной почты, аккаунтов, кем представляются, в пользу кого, в чьих интересах, действуют (наименование кредитора и лица, действующего от его имени). В целях всестороннего и своевременного рассмотрения заявления гражданин, необходимо подтверждение нарушений кредитором или коллектором установленных законом правил, а именно заверенная детализация телефонных переговоров, аудиозаписи телефонных переговоров, копии почтовых отправлений, поступивших по месту жительства или месту пребывания должника, снимки с экрана мобильного телефона должника, содержащие СМС сообщения от коллектора.Это позволит провести более полную, всестороннюю и объективную проверку, установить причастных лиц, правильно квалифицировать их действия и при наличии оснований принять к ним меры реагирования в соответствии с действующим законодательством.