Что-то жуткое мне видится в линогравюрах, но сама техника требует мастерства и умения: на картине «Купание» пышные женщины, подобные тициановским красавицам, предстают в наготе перед зрителем. Впрочем, чтобы не смущать его, они стоят спиной.
Сегодня ценится фактура: эстетика крупного носа старой горянки с обветренным лицом не передается так четко и так точно ничем иначе, кроме карандашной техники рисунка.
Вот еще одно произведение – согбенные спины наших селянок: здесь графика не только передает тончайшие нюансы работы (на что, к примеру, не способна акварель даже в самых талантливых руках), но и серость самой картины – она позволяет настроиться на безысходность бытия и мрака в трудных условиях горской жизни, которая подходит к концу.
А тут и вовсе нечто: рыбьи головы – впрочем, если смысл не совсем ясен, то техника выполнения выше всяких похвал. Или что-то абстрактное – тоже немного сложное по смыслу. Но, если смотреть на такое творение с чисто мещанской точки зрения, картина прекрасно впишется в современный интерьер квартиры или в модные салоны той или иной направленности.
«Удивительное чаепитие» – картина, не требующая особых разъяснений, несмотря на то, что в составе ее много абстракции, больше напоминающей ночные сумбурные сны. И все-таки перед нами Алиса и Кролик из всеми известной сказки. Наверное, именно эти «чудеса» и изображены художником в виде своеобразных кружев. Как вы, дорогой читатель, уже догадались сами, мы на выставке.
IV Международная биеннале печатной графики «Кубачинская башня» проходит в 2024 году на нескольких арт-площадках: в средневековой сторожевой башне ХIV в. «Акайла кальа» в селении Кубачи, в выставочном зале Союза художников Дагестана в Махачкале (июль – сентябрь), в музее искусств «Центр этнической культуры» в Махачкале (октябрь – ноябрь), в галерее Дома поэзии в Махачкале (ноябрь – декабрь). Посетили выставку и мы – представители редакции МИ.
Принимались графические работы, выполненные в различных печатных техниках: офорт, акватинта, сухая игла, резцовая гравюра, меццо-тинто, линогравюра, ксилография, литография, каллиграфия.
В 2024 году в номинациях к участию принято более 700 графических работ профессиональных художников-графиков и студентов из художественных вузов Германии, Италии, Мексики, Македонии, Норвегии, Эритреи, а также стран СНГ: Казахстана, Беларуси, Узбекистана и свыше 80 населенных пунктов России. Приняли участие более 30 дагестанских авторов. Работы 287 художников прошли в конкурсную программу биеннале.
ИСТОРИЯ ПРОЕКТА
Международная биеннале печатной графики «Кубачинская башня» открылась летом 2018 года в селе Кубачи, в экспозицию вошли работы 61 художника из 4 стран, а с декабря 2018 по май 2019 прошло еще пять выставок в рамках проекта. В 2020 году участниками стали уже 126 профессиональных художников-графиков и студентов художественных вузов из десяти стран. Когда биеннале прошла летом 2022 года, в ней приняли участие 294 художника из России и 5 из зарубежных стран.
В 2023 в Иркутске прошла выставка, на которой было представлено 100 авторов – участников разных «Кубачинских башен» за пять лет ее проведения.
Сегодня картины украшают стены Театра поэзии Махачкалы, так что если вам нравится профессиональное искусство, рекомендуем посетить выставку до ее закрытия.
Регина ГАДЖИБАЛАЕВА