Состояние общественного транспорта и обслуживание им жителей города обсудили в ходе слушаний на заседании Общественной палаты Махачкалы. В слушаниях приняли участие Уполномоченный по правам человека в РД Запир Алхасов, начальник Управления транспорта, связи и дорожного хозяйства Администрации Махачкалы Андрей Гусейнов, члены ОП, руководители компаний перевозчиков, директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта Михаил Якимов (по видеотрансляции) и др.
Между общественниками и ответственными за перевозку пассажиров состоялся открытый диалог. Участники слушаний высказали предложения для решения проблем.
Говоря о необходимости приведения транспортного хозяйства города в правовое русло, Запир Алхасов обозначил актуальный вопрос защиты прав пассажиров.
С информацией по транспортному обслуживанию населения г. Махачкалы выступил Андрей Гусейнов. По его словам, в обслуживании муниципальных маршрутов задействовано 9 транспортных предприятий, включая 2 муниципальных и 7 частных. Маршрутная сеть состоит из 68 регулярных маршрутов: 3 троллейбусных и 3 автобусных (большого класса), представлена автобусами малого, среднего, большого класса и троллейбусами. В структуре общественного транспорта находится 1182 единицы. Перевозка пассажиров автобусами большого класса и троллейбусами осуществляется с применением регулируемых тарифов, автобусами малого и среднего класса – с применением нерегулируемых тарифов.
С июля текущего года тариф на проезд вырос с 27 до 30-32 рублей, что соответствует уровню инфляции.
По словам Гусейнова, к проблемам сферы регулярных пассажирских перевозок относятся:
- отсутствие актуальных документов транспортного планирования. Необходимость обновления подвижного состава;
- низкая рентабельность перевозок по нерегулируемым тарифам;
- нехватка квалифицированных кадров из-за низкого уровня зарплаты;
- слабое развитие транспортной инфраструктуры.
Он перечислил первоначальные задачи для улучшения качества транспортного обслуживания. Среди них:
- разработка (актуализация) документов транспортного планирования;
- оптимизация маршрутной сети (ввод магистральных маршрутов, ликвидация дублирующих маршрутов, введение транспортной карты с пересадочными тарифами);
- обновление подвижного состава. Имеется необходимость в приобретении около 70 автобусов большого класса, 200 автобусов среднего класса и 40 троллейбусов, что потребует порядка 5 млрд руб. Также необходимо обновить подвижной состав на маршрутах №№ 3 «а», 4 «п», 6, 101, 107, 108, 188;
- увеличение стоимости проезда на нерегулируемых тарифах для обеспечения рентабельности и привлекательности работы водителей. Экономически обоснованные тарифы составляют 41-46 рублей;
- развитие транспортной инфраструктуры, включая создание ТПУ, отстойно-разворотных площадок и обустройство остановок;
- модернизация МУП «Махачкалинское троллейбусное управление». Кредиторская задолженность составляет более 132 млн руб., затраты на модернизацию — около 3 млрд руб., включая приобретение подвижного состава (1 млрд руб.);
- улучшение качества транспортного обслуживания через проведение контрольных мероприятий, включая проверку перевозчиков на маршрутах с нерегулируемыми тарифами. Основные жалобы – нехватка транспортных средств, нарушения интервалов движения, высокая наполняемость салонов, несоблюдение водителями ПДД и правил перевозок.
Председатель комиссии ОП по обеспечению законности, правопорядка и общественного контроля Шарапутдин Рашидов выступил с докладом, посвященным вопросу правовой защиты жителей и гостей Махачкалы.
Исходя из доклада, к проблемам, связанным с общественным транспортом, можно отнести некачественное обслуживание. Это недостаточное количество рейсов, неудобные маршруты, не соответствующие потребностям населения.
Неудовлетворительное состояние транспорта – одна из наиболее острых проблем. Изношенные и старые транспортные средства могут быть не только неудобными, но и небезопасными для использования. Важно проводить регулярное обновление, чтобы обеспечить комфорт и безопасность пассажиров.
Недостаточное количество транспортных средств: в определенные часы и дни недели, особенно в часы пик, может возникать нехватка автобусов или другого транспорта, что приводит к переполненности салонов и затрудняет передвижение по городу.
В этой связи необходимо оптимизировать расписание движения транспорта и увеличить количество рейсов в пиковые периоды.
Плохое качество дорог и транспортной инфраструктуры влияют на проходимость транспорта, что, в свою очередь, увеличивает время поездок. Проведение ремонтных работ и улучшение состояния дорог и транспортных объектов помогут решить эту проблему.
Отсутствие эффективной организации дорожного движения может привести к заторам и осложнить перемещение по городу. Внедрение современных технологий управления транспортными потоками и оптимизация маршрутов могут значительно улучшить ситуацию.
Улучшение качества транспортного обслуживания в Махачкале – это важный шаг к созданию комфортной городской среды, которая будет способствовать развитию города и повышению качества жизни его жителей.
Решение проблем требует комплексного подхода и тесного сотрудничества между городскими властями, транспортными компаниями и другими заинтересованными сторонами.
В резолютивной части слушаний участники предложили ряд мер по обеспечению правовой защиты жителей и гостей Махачкалы по вопросам транспортного обслуживания:
- усилить контроль за соблюдением требований законодательства со стороны транспортных компаний;
- разработать механизмы стимулирования развития конкуренции в сфере транспортных услуг. Конкуренция может привести к снижению цен на проезд и повышению качества услуг;
- внедрить систему мониторинга состояния транспортных средств и маршрутов. Это позволит оперативно реагировать на возникающие проблемы и предотвращать их дальнейшее распространение;
- создать механизмы обратной связи для получения информации о проблемах в сфере транспортного обслуживания;
- рассмотреть возможность внедрения новых технологий, таких как безналичная оплата проезда и электронные билеты. Это упростит процесс оплаты и сделает его более удобным для пассажиров.
Магомедрасул ОМАРОВ