Модернизация морского торгового порта Махачкалы
О том, что Махачкалинский морской торговый порт является единственным незамерзающим и глубоководным портом России на Каспии, известно давно. Однако лишь в последние годы этому обстоятельству, сулящему значительные инвестиции в стратегический объект, дали «зеленый свет». Махачкала и жители Махачкалы становятся выгодоприобретателями.
В мае 2024 года президент РФ Владимир Путин подписал указ о создании АО «Север – Юг», в уставный капитал которого переданы 100% акций Махачкалинского порта. Согласно документу, стратегический инвестор получит 51% акций АО «Север – Юг» и сможет в течение пяти лет выкупить долю государства.
Мотивация и стимулы для бизнеса, участвующего в глобальном проекте транспортного коридора «Север – Юг», могут существенно повлиять на рост экономики нашей столицы. Многообещающие перспективы торгового порта Махачкалы наконец обретают реальные очертания.
Это подтверждается сообщением о том, что стратегический инвестор начал модернизацию морского торгового порта Махачкалы. На обновление морской гавани планируется направить более 7 млрд рублей частных инвестиций, сообщил журналистам генеральный директор порта Джамал Алиев в кулуарах проходящего в Астрахани международного форума «МТК Север – Юг».
«Распоряжением правительства определен стратегический инвестор, который сегодня приступил к модернизации портовой инфраструктуры Махачкалинского морского торгового порта», – цитирует Алиева информационное агентство ТАСС.
Между инвестором и государством подписано акционерное соглашение, а также утверждена стратегия развития порта, согласно которой на первом этапе планируется, что частные инвестиции составят не менее 7 млрд рублей. В дальнейшем планируется строительство сухого порта, в который также будет инвестировано несколько миллиардов. Однако, судя по информации генерального директора, окончательные расчеты пока не произведены, так как необходимо определиться с резидентами.
Алиев также уточнил, что в порту уже началась модернизация контейнерной площадки, а также приступили к проектированию и строительству крупного зернового терминала мощностью 1,5 млн тонн перевалки в год. Кроме того, планируется обновление железнодорожного сортировочного парка. В дополнение к морскому порту за счет государственных средств будет построена новая автомобильная дорога.
Стоит отметить, что внешнеторговый оборот Дагестана растет из года в год. В этом году по итогам 9 месяцев он увеличился на 5% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. Экспорт вырос на 8%, в то время как импорт увеличился на 3%. В целом объем экспорта Дагестана за последние 4 года увеличился с 56 млн до 162 млн долларов США, и это несмотря на пандемию и санкции.
Увеличение экспорта обусловлено прежде всего развитием транспортного коридора «Север – Юг» и активным сотрудничеством с соседними странами, такими как Азербайджан, Иран и Турция.
Теперь развитие портовой инфраструктуры естественным образом повлияет на торговые связи с арабскими странами и Индией, что в совокупности будет способствовать росту внешнеторговой деятельности на 12–15% ежегодно.
Пока основные экспортные товары республики – это продукция агропромышленного комплекса (АПК), однако, как отмечают эксперты, этот перечень все больше пополняется промышленными товарами, в том числе от предприятий Махачкалы. С ростом импорта наша столица имеет все шансы превратиться в крупнейший торгово-логистический хаб на юге страны с соответствующей торговой инфраструктурой и огромным налоговым потенциалом для Махачкалы.
Адам ТАГИРОВ