Изменения, происходящие в современном обществе, определяют новые требования к отечественной системе образования. Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе имеют актуальное значение в нравственно-патриотическом воспитании подрастающего поколения. Определенный опыт в этом направлении накоплен в педагогической практике лицея № 8 г. Махачкалы.
У руля патриотического воспитания лицея №8 стоит директор Земфира Алиева, человек интеллектуально очень развитый, тонко чувствующий потребности времени. Она поставила перед коллективом в качестве первоочередной задачи воспитание настоящих патриотов, готовых в любую минуту стать на защиту Родины. Во всех наших начинаниях военно-патриотической работы активно участвуют все педагоги и даже родители учащихся.
На наш взгляд, воспитательные мероприятия лучше проводить на примере наших предков и прежде всего современных героев-дагестанцев, участников СВО. Вместе с учащимися мы установили, что из числа выпускников в боевых событиях в Донбассе в борьбе против современных фашистов героически погиб выпускник 2009 года лицея №8 Камиль Макашарипов, награжденный орденом Мужества посмертно. В лицее №8 установлена мемориальная доска в его честь. В своей педагогической практике патриотического воспитания мы стараемся использовать различные формы и методы воспитательной работы. В частности, периодически проводятся уроки мужества ко Дню воинской славы, встречи с участниками СВО, событий 1999 года, афганских событий. Не забываем мы и участников Великой Отечественной войны, которые победили фашизм 80 лет тому назад. В канун Дня Победы 9 мая 2024 года Владимир Путин присвоил звание Героя России 100-летнему участнику Великой Отечественной войны дагестанцу Ибрагим-Паше Садыкову.
Музей боевой славы лицея №8 широко освещает героический боевой путь дагестанцев в годы Великой Отечественной войны и носит имя легендарного дагестанца, участника Великой Отечественной войны, руководителя Дагестана Магомедсалама Умаханова. Встречи, уроки мужества, конкурсы и другие военно-патриотические мероприятия лицея №8 проводятся именно на базе Музея боевой славы.
Частые гости лицея №8 – легендарный генерал Шамиль Асланов, руководитель интербригады в 1999 г.; Маграм Алимжанов, участник афганских событий, а также событий 1999 года в Дагестане; ветераны и действующие сотрудники МЧС.
Мы, коллектив лицея №8, стараемся поддерживать крепкие связи с республиканским движением ТОКС, военно-патриотическими и ветеранскими организациями Республики Дагестан. Большую помощь в реализации военно-патриотических мероприятий в городе Махачкале и в Республике Дагестан оказывает лицею №8 Союз ветеранов ГСВГ по РД во главе с Абдулхаликом Магомедовым, полковником, который только что вернулся с передовой СВО. Мы стараемся донести до каждого ученика, что образ воина-освободителя, защитника Родины передавался из поколения в поколение и дошел до наших дней.
С ранних лет детям рассказывали о подвигах их предков-воинов, прививали чувство ответственности прежде всего за свою семью и за народ. У дагестанцев всегда существовала традиция военного и духовно-физического воспитания детей. Помимо дисциплины и тренировок, проводилось духовно-нравственное воспитание и прививание патриотизма на примере героической истории наших предков. Поэтому нам с вами необходимо воспитывать детей не только как интеллектуалов, но и физически развитыми. Такими крепкими и преданными Родине были и наши предки. Такими патриотами являются и современные защитники Родины, участники СВО, которые защищают нашу Родину от современных фашистов и неонацистов.
Войны сопровождали человечество на протяжении всей истории. Наши предки были всегда такими крепкими, стойкими и мужественными и предпочитали героическую гибель сына, чем его трусость и предательство Родины. И, наконец, крылатые слова «Работайте, братья!», произнесенные Магомедом Нурбагандовым в 2016 году перед смертью, облетели весь мир и увековечили его имя, мужество и отвагу. Он прославил на весь мир свою семью, Дагестан и Россию.
Так же мужественно и храбро дагестанцы принимают самое активное участие сегодня в ходе Специальной военной операции по очищению Украины от фашизма и неонацизма.
25 февраля 2022 года при освобождении Донбасса героически погиб дагестанец Нурмагомед Гаджимагомедов, который был удостоен посмертно звания Героя Российской Федерации. Отмечая героизм молодого дагестанца, Президент России Владимир Путин заявил, что гордится быть частью могучего многонационального народа России: «Я русский человек, и, как говорится, у меня в роду кругом Иваны да Марьи. Но когда я вижу примеры такого героизма, как подвиг молодого парня Нурмагомеда Гаджимагомедова – уроженца Дагестана, лакца по национальности, других наших воинов, мне хочется сказать: я лакец, я дагестанец, я чеченец, ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин… я горжусь тем, что я часть этого мира, часть могучего, сильного, многонационального народа России. Вместе с тем никогда не откажусь и от своего убеждения, что русские и украинцы – это один народ». В этой связи вспоминаются слова, сказанные нашим президентом В.В. Путиным в августе 1999 года во время его первого приезда в Дагестан: «Видя, как они защищают свою землю и Россию, я еще сильнее полюбил Дагестан и дагестанцев».
И тогда, и сегодня дагестанцы вместе с другими народами нашей великой страны героически защищали и защищают свою Родину. На сегодня в списках дагестанцев, Героев России, уже 50 человек, а 12 человек из них – участники Специальной военной операции. Истоки подвигов дагестанских, российских воинов состоят в том, что они обладают высоким патриотизмом, сплошь и рядом рождающим массовый героизм и самопожертвование в бою.
Имея таких героических и великих предков, наша задача сегодня – быть их достойными наследниками и защитить нашу Родину, свободу и независимость для наших детей и внуков.
Усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, патриотизма, трудолюбия, нравственности, уважение к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматривается как одно из базовых направлений в области образования.
В связи с этим проблема гражданско-правового и патриотического воспитания становится одной из актуальнейших. Основным содержанием патриотического воспитания являются базовые национальные ценности, система которых представлена перед вами. Для ее решения обучающиеся вместе с педагогами, родителями, иными субъектами духовной, культурной, социальной жизни обращаются к содержанию истории России, российских народов, своей семьи, рода; жизненного опыта своих родителей, предков; произведений литературы и искусства, лучших образцов отечественной и мировой культуры; периодической литературы, СМИ, отражающих современную жизнь.
Заира АКАЕВА, замдиректора по ВР лицея № 8 г. Махачкалы,
Саида ГАСАНОВА, учитель истории лицея № 8