Станет ли мусульманин кафиром из-за того, что откладывает помощь неверному в принятии ислама, не подсказывает, как это сделать, или вовсе отказывается помочь, таким образом поощряя неверие?
С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его Посланнику Мухаммаду и его семье, сподвижникам и всем тем, кто за ним последовал до Судного дня. А затем…
Если неверующий, желающий принять ислам, просит мусульманина помочь ему стать мусульманином (то есть произнести слова свидетельства о единобожии) или обучить его исламу, а мусульманин не сделает этого, или откажется, или скажет: «Я пока занят», или «Подождите, пока я освобожусь», или «Идите к специалисту (правоведу)», то во всех этих ситуациях мусульманин впадает в куфр и выходит из ислама, согласно более достоверному мнению шафиитского мазхаба.
Объясняется это тем, что его отказ или откладывание принимается как одобрение или согласие с неверием. Поскольку шариатское правило гласит: «Согласие с куфром — это куфр», мусульманин, отказавшийся помочь неверующему, одобрил его неверие, из-за чего и сам впал в неверие.
Откладывание помощи неверующему становится неверием только в том случае, если мусульманин сделал это без причины. Если же у него есть причина, например, в момент, когда неверующий попросил мусульманина помочь, он находился в намазе и предпочел завершить намаз, он не впадает в неверие, если нет опасения, что после завершения намаза не окажется поздно. Но если есть опасение, что после завершения намаза будет поздно помочь ему принять ислам, он обязан подсказать ему слова шахады, находясь в намазе. При этом если молящийся, подсказывая ему шахаду, сделает намерение на зикр (поминание Аллаха), намаз не портится. А если, находясь в намазе, он обратится к желающему принять ислам, например, со словами: «Произнеси слова шахады: “Ашхаду…”», намаз нарушается.
Отдел фетв Муфтията РД