«Определенно, тщеславие – мой самый любимый из грехов. Он так фундаментален, самолюбие – это естественный наркотик», – говорит дьявол в образе Аль-Пачино в нашумевшем в свое время фильме «Адвокат дьявола». И его выбор не случаен, ведь потакая тщеславию человека, им легко манипулировать.
В реальной жизни болезненное пристрастие к славе и почестям обычно становится еще одним способом для наживы разного рода дельцов. Согласно закону, раздавать собственные награды сегодня имеют право любые общественные организации. Которые сами давно уже превратились в кормушки.
Благодаря главе республики мы сегодня все хотя бы задумались о том, кто порою гордо зовет себя общественником? Заходил к нам на днях один такой. Долго рассказывал, какую организацию представляет и участником каких ядерных войн является.
Ветеранское удостоверение, правда, так и не нашел.
Зато вытащил из кармана корочку руководителя общественной организации с пафосным и сложным названием. Получив в качестве скромного пожертвования на свою «ветеранскую, патриотическую и воспитательную» деятельность тысячу рублей, с жаром пожал мне руку и поспешил удалиться.
Была пятница, я был растроган только что прочтенным материалом про детей-аутистов, поэтому отбирать выданную «ветерану» купюру я не собирался. «Садакааулие», – объяснил щедрость изумленным коллегам, подчеркнув, что подобным образом побираться ни один в добром здравии не станет.
К сожалению, тысячей рублей в качестве пожертвования не отделаться. Тысячи созданных и создающихся общественных организаций по факту ничем не занимаются вообще, а все еще работающие в ряде случаев нельзя назвать иначе как грантоедами. Получить, освоить, отчитаться – вот вся активность.
Те, кто и заявку на грант написать не сподобился, ищут другие источники самофинансирования.
В том числе, возможно, приторговывая и всякой наградной мишурой. Обвешаться разного рода значками и аксельбантами сегодня тоже можно едва ли не на ту же тысячу рублей. Раз нашлепали, то от чего не продать?
Сами общественники с такой постановкой вопроса не согласны. «По закону право имеем, кого хотим награждать, – настаивает Хабиб Даудов, являющийся учредителем награды «Народный Герой Дагестана. – Но мы же не одни ее вручаем, самовольно еще человек 10 раздают. От того и весь этот бардак».
Но кто же за всем этим должен следить? Регистрирует общественные организации Министерство юстиции. Понятно, что общественная деятельность – не самый важный для них профиль работы, но больше некому. Им сдают документы при регистрации, у них вроде все НКО и закрывают. А что тогда с наградами?
Федеральный закон предусматривает, что учреждаемые общественными организациями награды не должны дублировать своим видом и названиями награды государственные и ведомственные. В случае с медалью «Народный Герой» дубляж очевиден. И форма как у Звезды Героя России, и флаг Дагестана на планке.
Но почему столько лет никто не останавливал выдачу этой явно дублирующей и по названию, и по форме, и по наличию символики Республики Дагестан общественной награды? Обязательно ли было доводить до откровенного фарса, когда вмешаться вынужден сам глава республики, озвучив и цену таких «наград»?
Что сегодня можно сделать? Наверное, воспользоваться законодательством. И в рамках ст. 24 Федерального закона «Об общественных объединениях» прописать в функционале Минюста РД полномочия и процедуру предварительного согласования всех вновь учреждаемых в республике общественных наград.
Долго ли это реализовать? Со всеми юридическими и административными коллизиями вполне можно уложиться в три месяца. Создать сразу и реестр таких наград, выложив его с фотографиями на сайте того же минюста. Чтобы каждый желающий «обмедалиться» хоть мог зайти и проверить, чем ему предлагают наградиться.
Тамерлан МАГОМЕДОВ