Будучи главным редактором печатной газеты, наверное, должен неустанно твердить о том, что печатное слово в официальном издании гораздо весомее, честнее и даже полезнее, чем публикации разного рода неподконтрольных никому интернет-площадок. И по логике вещей буду прав. Однако сердцу, как говорится, не прикажешь, и читают газеты все меньше. Равно как и вообще СМИ. Об этом даже пресс-секретарь Президента Дмитрий Песков сказал.
«Мы сегодня из каких источников узнали про беспилотники? …Мы не побежали включать телевизор. Мы схватили свои телефоны и включили Telegram. И Telegram – это главный источник получения информации в нашей стране», – сказал Песков, выступая на конференции «Современные медиа: смысловые стратегии и подготовка кадров» в Высшей школе экономики. Почему Телеграм? Исключительно эргономика, на мой субъективный взгляд.
Песков также отметил, что Телеграм не располагает к анализу. И действительно: анализировать теперь должен автор, «кормя» аудиторию интересными ей выводами. А для таких выводов вмещающихся в сообщение в Телеграме 4096 знаков вполне достаточно. И эти выводы вполне востребованы теми, кому не нужна долгая вводная и предыстория.
«Аудитория не хочет учиться, она хочет диплом». Наверное, так можно охарактеризовать сегодня читателя.
И это стремление нам в Дагестане до боли знакомо. Тем паче наблюдая за тем, кто ведет наиболее популярные сегодня в республике телеграм-каналы. Дело в том, что читателю и не нужны заумные тексты, он находится в поиске «вкусной жвачки», которая не заставляла бы думать, а наоборот, позволяла не думать, а быть в тренде. Не отстать от других – вот главная мотивация для того, чтобы вообще потянуться к каким-либо источникам информации.
На фоне заявления Пескова весьма своевременно прозвучало выступление министра цифровизации Дагестана Юрия Гамзатова, признавшего факт блокировки Телеграма в регионах Северного Кавказа силовиками ввиду наличия информационных угроз государственному строю, которые несут в себе некоторые телеграм-каналы, но одновременно призвавший федеральный центр внимательнее отнестись к сложившейся ситуации и снять блокировку.
«Мы понимаем, насколько важно для жителей республики и наших гостей сохранять доступ к удобным и привычным средствам связи. Надеемся, что федеральные органы власти найдут решение, которое позволит минимизировать негативные последствия блокировки и смогут найти баланс между обеспечением безопасности и соблюдением прав граждан на свободное общение», – отметил в своем выступлении Юрий Гамзатов.
Особое внимание Гамзатов уделил тому, что Дагестан посещает большое количество туристов, и блокировка Телеграма создает неудобства не только для местных жителей, но и для всех, кто приезжает к нам отдыхать. Да, для жителя других регионов России обнаружить блокировку мессенджера по прилете в Махачкалу досадно и неожиданно. Равно как и самим дагестанцам это очередной повод бросить столь уже приевшуюся фразу: «А вот России не так!»
В то же время Телеграм – площадка практически не контролируемая, ввиду чего используется как местными наркодельцами, так и зарубежными провокаторами. И в этом плане нельзя не согласиться с Сергеем Меликовым, призвавшим на днях всех нас бороться с ложью, не допуская тиражирования провокационных сообщений и разного рода информационных «вбросов». К чему они приводят, мы сегодня видим в судах, где рассматривается «аэропортовское дело».
Парадокс, но главная угроза обозначенной главой республики «телеграм-лжи» в том самом стремлении «быть в тренде». В том числе, по первому же призыву помчавшись в аэропорт блокировать самолет из Израиля.
К сожалению, нежелание аудитории думать и анализировать приводит к тому, что она охотно заглатывает любую яркую наживку. Особенно построенную на популистских лозунгах. И, значит, главная опасность – популизм?
Тамерлан МАГОМЕДОВ