Рецензия

Рецензия на монографии заведующего кафедрой онтологии и теории познания ДГУ, д.филос.н., профессора М.И. Билалова, выдвигаемых на соискание Государственных премий РД:

«Дагестан в культуре и цивилизации». ГУ «Дагестанское книжное издательство». Махачкала, 2010. – 192 с.;

«Мысли не на каждый день. Избранные статьи в СМИ о Дагестане» – Махачкала; издательский дом «Дагестан», 2018. – 352 с.;

«Философия смысла жизни в ценностных установках современников». 2-е издание – Махачкала: ГАУ РД «Издательский дом «Дагестан», 2021. – 232 с.;

«Мысли не на каждый день. Книга вторая». Махачкала: издательский дом «Дагестан», 2023. – 304 с.

У всех представленных работ одна общая сквозная проблематика – цивилизационное будущее России и Дагестана, точнее даже Дагестана в составе Российской Федерации.

В монографии «Дагестан в культуре и цивилизации» подчеркнуто своеобразие многочисленных этнических и ментальных ценностей, которые, тем не менее, составляют единство и целостность Дагестана. Изучены и исследованы религиозные верования, в числе которых в последние тысячу лет особо значимо выделились ислам и православие. В книге автор приглашает к поиску духовных истоков и цивилизационных перспектив Дагестана и России, которым, по его мнению, повезло с сочетанием этих крупнейших мировых религий. Ислам сам по себе, даже в своем ортодоксальном варианте, значительно ближе к православию, нежели к западному христианству и ко всем остальным мировым и немировым религиям. Особо значим тот факт, что российские мусульманские народы исповедуют преимущественно суфийский ислам, одно из достоинств которого – в признании духовной близости ислама и православия. Гносеологический иррационализм, философско-богословский мистицизм, основанные на эмоциях, интуиции, бессознательном, неосознаваемом способе восприятия мира – характеристики суфизма, сближающие ислам с православием. Суфизм так же благотворно влияет на этническую культуру, оберегая ее от национализма, поскольку учитывает национальные особенности каждого отдельного народа.

Акцентируется внимание на роли православия в становлении евразийской культуры и идеологии, которое изначально создавало толерантную духовную атмосферу для огромного пространства многих народов, бережно собирало их в единое многонациональное государство. Евразийство как единая ценностная система генерировалось и укреплялось и тем, что этносы российских регионов сохраняли свою веру, традиции, и в ответ на христианскую доброту пополняли русскую культуру своими ценностями, культурно и духовно обогащали формирующуюся российскую нацию. Так аккумулировались сущностные элементы евразийского духа, выступающие в качестве средства сближения культур Запада и Востока, наделяя евразийство особой геополитической миссией в глобализационном диалоге культур.

Следует отметить, что осмысление евразийской цивилизационной идентичности России, в особенности Юга России, осуществляется автором не одно десятилетие, что подтверждается соответствующими публикациями. Методологическим алгоритмом здесь служит гносеология: знание и вера, рациональное и иррациональное, логика и интуиция, теоретизм и эмпиризм и другие эпистемологические понятия, характеризующие познавательную культуру народов, достаточно определенно свидетельствуют о специфике как индивидуального, так и коллективного культуротворчества. Его продукты и есть исторически складывающиеся слагаемые и истоки этнической, национальной и цивилизационной идентичности, что исследовалось и выводилось в монографиях «Цивилизационные метаморфозы познавательной культуры» (М., 2008); «Диалектика культуры и цивилизации (регион России)» LAPLAMBERT Academic Publishing GmbH&Co. KG, (Saarbrucken, 2011); «Целостность Дагестана в единстве с Россией» (Махачкала, 2013) (в соаваторстве); «Культура в условиях глобализации. Взгляд из России» (коллектив авторов, М., 2017).

В книгах акцентируется внимание на тех ценностях познания, которые предстают не только сущностными для культуры региона, но и глобализационными и цивилизационными, а также идеологообразующими – выражающими теорию, философию и методологию европейского, азиатского или евразийского духа. Идеология основывается на фундаментальных ценностях духа народов – образа их бытия, мышления, морали, культуры, политики… Социальная идеология является социально-философской категорией, обозначающей уровень социального сознания и представляющей собой систему политических, культурных, правовых, нравственных, эстетических, религиозных и философских взглядов, в которых осознается и оценивается отношение людей к социальной действительности.

С указанными этическими и религиозными ценностями, по мысли автора, гармонируют и гносеологические нормы и идеалы познания – мистицизм, иррационализм, интуитивизм и др. Как известно, сами основоположники евразийской идеологии приоритет среди духовных ценностей отдавали религиозным ценностям, противопоставляя их антиподу иррациональности – бессердечной рациональности, отмечали христианское самопожертвование, теплоту человеческих отношений. Эти моральные принципы противостоят европейскому индивидуализму, веками культивируя у народов в евразийском пространстве коллективизм и братскую взаимопомощь. И дело тут не в одном религиозном сознании или в связях его ценностей с этическими и гносеологическими идеалами. М. Билалов солидарен с позицией, согласно которой сущность евразийской цивилизации заключается не по отдельности в религии, культуре, государственности, хозяйственном укладе и географическом положении, а в системных связях всех указанных факторов.

Выдвинутые на Государственную премию РД «Мысли не на каждый день» (первая книга – 2018 год, вторая – 2023 год) представляют собой сборники избранных статей автора в СМИ о Дагестане, России, цивилизации и культуре. В разделах «Дагестан как цивилизация», «Дагестан во многих культурах», «Дагестан в мире», «Этнические истоки дагестанской нации», «Партитура патриотизма», «Дагестанцы как личности», «Философские портреты», «Философия, наука, религия» собраны статьи, призванные изменить ближний мир читателя, решать злободневные задачи организации государственной власти, общественных структур, науки и образования, культуры и политики. Обосновывается единая идентичность народов России на основе системы евразийской концепции. Показан концептуальный характер ценностей познавательной культуры народов православного вероисповедания, их близость с ценностями традиционного для России ислама суфийского толка. Евразийские ценности противопоставляются западным христианским и либерально-демократическим ценностям. Евразийство – своеобразное неприятие европейской культуры, ключевые векторы которой находятся в тупике. В то же время евразийство – срединная концепция между цивилизационными потоками и потому выполняет очень важную для духовной, политической и экономической стабильности человечества функцию коммуникации как человеческого способа существования – создания единого мирового пространства взглядов и смыслов. Эти идеи основательно оттачивались в грантовом проекте ученых Южного федерального университета с участием М. Билалова (см.: «Цивилизационные исследования на Юге России»: монография / Г. В. Драч, Т. С. Паниотова, В. Н. Бадмаев и др.; Южный федеральный университет; отв. ред. Г. В. Драч. – Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2018. – 304 с.).

Выход в свет новой монографии «Философия смысла жизни в ценностных установках современников» был ожидаем и стал своего рода попыткой в жанре философской публицистики осветить весьма актуальные в современных условиях так называемой деидеологизации, нравственного кризиса и нивелировки духовных ценностных ориентиров проблемы смысла жизни и поиска истинных человеческих ценностей.

Динамика мирового общественного развития в последние годы обрела синергетическую крутизну – Специальная военная операция России на Украине всколыхнула до самых основ миропорядок, его хозяйственно-экономическую, финансовую, политическую, нравственно-духовную, культурно-образовательную составляющую. Изменился вектор поиска национальной идеи, обеспечивающей исторические перспективы российской цивилизации. Стало очевидно: роль и место России в современном мире корректируется стратегическими векторами многополярного мироустройства, определяясь, разумеется, концептуальными основами общенациональной идеологии российской государственности и цивилизации. Российская идеология имеет свою особость в концептуальной архитектонике формирующегося полицентричного мира.

Соискатель убежден, что после эпохи всеобъемлющего кризиса Запада, исчерпывающего свои духовно-исторические потенции, наступает эпоха доминирования восточного и азиатского в перспективах мирового духа, особым субъектом которого предстает евразийский мир. Его евразийские ценности – в русле изменений в современной науке, они осмысливаются также философами-постмодернистами и продвинутыми политиками Запада как необходимость пересматривать и политику, и ценности, приведшие саму европейскую культуру к кризису. Это, в первую очередь, глобализационные идеологообразующие ценности, нуждающиеся в новом теоретическом обосновании – ценностная рациональность, свобода, права человека, мультикультурализм и др. Эти переосмысленные политические, нравственные и гносеологические идеалы и нормы в системе евразийских ценностей могут быть отнесены к числу фундаментальных, образующих глобализационные стыки Запада и Востока. Эти идеи констатировались в рекомендациях крупной международной конференции в ДГУ, инициатором и организатором которой был профессор М.И. Билалов. (См.: «Ценности познавательных культур в концептуальных идеологиях»: сборник научных статей / под ред. М.И. Билалова. – Махачкала: Издательство ДГУ, 2023. – 192 с.).

Дагестанский философ полагает, что Россия инициирует глобальную смену ценностных ориентиров, прокладывает пути в многовековых исторических перипетиях соперничества, конфликта и столкновениях цивилизаций. Она выработала стройную систему идеологообразующих глобализационных ценностей, способных аккумулировать гносеологические, религиозные, этические, эстетические идеалы и установки подавляющего большинства народов в концепции евразийства. Таковы, по мнению соискателя, теоретические основы и политическая практика цивилизационного будущего и целостного Дагестана в составе неделимой России.

Следует отметить, что профессор М.И. Билалов – крупный дагестанский российский философ, председатель Дагестанского отделения Философского общества РФ, чьи труды известны и за пределами страны. Он выступал инициатором и модератором десятка всероссийских философских форумов, посвященных осмыслению различных аспектов культурной, социальной и духовной жизни современной России и Дагестана. И выдвижение рецензируемых работ на соискание Государственной премии Республики Дагестан вполне обосновано: автор заслуживает быть не только номинантом, но и обладателем этой высокой республиканской награды.

Т.Э. КАФАРОВ, заведующий кафедрой философии и гуманитарных дисциплин ДГМУ, доктор философских наук, профессор

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Над Махачкалой подняли Знамя Победы

Махачкала приняла эстафету патриотической акции «Равнение на флаг»,  подняв Знамя Победы в Великой Отечественной войне – штурмовой флаг 150-й...

Владелица салона сотовой связи в Махачкале арестована за мошенничество на 10 млн рублей

Кировский районный суд Махачкалы заключил под стражу владелицу салона сотовой связи «L-mobile» в Махачкале по обвинению в мошенничестве, сообщает...

Глава СКР взял на контроль проверку в частном детсаду Махачкалы

Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин взял на контроль проверку по информации о нарушении прав воспитанников частного детского сада...

В Махачкале прошла акция по посадке деревьев, приуроченная к 80-летию Победы

Общественная палата Махачкалы провела в столице Дагестана акцию по посадке деревьев, приуроченную к 80-летию Великой Победы и Году защитника...
spot_imgspot_img

Лжеюрист из Астрахани обманным путем получила от 18 жителей Дагестана крупную сумму денег

Мошенница из Астрахани обманным путем получила крупную сумму денег от 18 жителей Дагестана. Девушка, выдавая себя за юриста, подыскивала...

В Дагестане 29 апреля объявлен нерабочим днем по просьбе православных христиан республики

По многочисленным обращениям православных христиан Дагестана 29 апреля объявлен в республике нерабочим днем. В этот день отмечается православное поминовение...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам