Соцсети на днях облетела новость о том, что Верховный суд Дагестана осудил двух жительниц Махачкалы уголовное дело по ч. 4 ст. 354.1 УК РФ «Реабилитация нацизма». Увы, статья хоть и очень тяжкая, но не все и всегда осознают степень этой тяжести.
К сожалению, мы предпочитаем отслеживать модные тенденции, но забываем о законах и банальных нормах морали. Так, повальное увлечение потреблением кофе вполне безобидных девушек довело и до греха перед памятью павших предков, и до преступления.
Проводя в июне 2023 года досуг в парке им. Ленинского Комсомола, подсудимые решили сварить себе кофе в турках, не придумав ничего лучшего, как использовать для этого священное пламя Вечного огня у памятника Воину-освободителю.
Наверное, в тот момент им казалось это веселой забавой. Вот парк, вот турки в руках, вот и огонь. И в этом весь ужас ситуации, что до сих пор находятся те, для кого память о павших – пустой звук. Хотя сколько об этом говорится и в школах, и в СМИ?
Неожиданно, наверное, для самих девушек оказалось, что незнание законов или непонимание их сути вовсе не освобождает от ответственности. Поэтому мы обратились за небольшим правовым «ликбезом» к практикующему адвокату Мисиду Абасовой.
– Ст. 354.1 УК РФ предусматривает наказание за реабилитацию нацизма, которая относится к преступлениям против мира и безопасности человека. Принята статья в 2014 году. Наверное, поэтому и нет понимания у молодежи, – говорит адвокат.
– Увы, незнание действительно не освобождает от ответственности. Поэтому надо знать. Тем более, что несколько лет назад схожая ситуация произошла с дагестанскими юношами, которые по глупости осквернили памятник воину в соседнем регионе.
К уголовной ответственности за преступления, совершенные по ст. 354.1 УК РФ, может быть привлечено физическое лицо, достигшее 16 лет. Если же лицо, совершившее подпадающее под эту статью деяние, моложе, то вопросы будут адресованы к родителям.
Ч. 1 ст. 354.1 УК РФ квалифицирует как уголовно наказуемое отрицание фактов нацизма, установленных в рамках Нюрнбергского процесса. Так, в одном из регионов к ответственности привлекли школьника, одобрявшего вторжение Германии в Польшу.
Наказанию также подлежит отрицание и подвергание сомнению справедливость наказания, которое получили военные преступники; одобрение их злодеяний (пропаганда нацизма). И надо помнить, что публичные рассуждения в подобном контексте недопустимы.
Уголовная ответственность неизбежна и за распространение данных, считающихся заведомо ложными, о том, какую деятельность вел Советский Союз во время войны с 1941 по 1945 годы. Надо помнить, что искажение истории не останется безнаказанным.
– Подчеркну, – говорит адвокат, – важное условие для квалификации подобных деяний в качестве уголовно наказуемых – их публичность. За любое из перечисленных деяний суд может назначить строгую санкцию – лишение свободы сроком до трех лет.
За те же самые деяния, совершенные уже с использованием СМИ, либо путем злоупотребления своим служебным положением или же группой лиц по предварительному сговору, предусматривают для виновных лишение свободы уже до 5 лет.
Часть 3 ст. 354.1 УК РФ предусматривает и ответственность за распространение выражающих явное неуважение к обществу сведений о днях воинской славы и памятных датах России, связанных с защитой Отечества.
Осужденных же махачкалинок наказали за также предусмотренное этой статьей УК РФ публичное осквернение символов воинской славы России, совершенное группой лиц. И суд пошел им на встречу, назначив минимальный срок и сделав его условным.
Осквернение символов воинской славы – это преднамеренное действие, направленное на унижение, порчу или уничтожение объектов, связанных с памятью о подвигах и достижениях военнослужащих. Это и памятники, и могилы, и даже медали.
К примерам осквернения можно отнести надписи, граффити или рисунки на таких памятниках, повреждение или разрушение мемориалов, оскорбление или пренебрежение к государственным наградам и знакам отличия.
Тамерлан МАГОМЕДОВ