Начну эту заметку с латыни: veni, vidi, visi. Дело в том, что латынь – мертвый язык – до сих пор используется в медицине. А у нас разговор пойдет о врачах.
Теперь переведем ту латинскую фразу, некогда произнесенную Юлием Цезарем, на русский: пришел, увидел, победил. Зачеркнем глагол «увидел». Что же остается? Пришел, победил. Нет, не мог прославленный римский император, ничего не видя, прийти куда-то, к тому же еще и победить. Вот что значит для человека, будь он плебей или аристократ, зрение, глаза!
Безвременно ушедший от нас основатель дагестанского центра микрохирургии глаза в г. Каспийске Абдулгамид Давудович Алиев рассказывал мне про первую операцию в этом замечательном медицинском учреждении, когда пациент, которому сняли повязку с глаз, взглянул в сторону Каспийского моря и восторженно закричал «Вижу!»
К сожалению, сегодня с нами нет Абдулгамида Давудовича, человека исключительно высокой порядочности и профессионализма, такта, интеллигентности и горского намуса, бесконечно влюбленного в свой родной Чох. Но осталась светлая о нем память и его дети, тоже избравшие стезю отца – офтальмологию, более того, создавшие свою, популярную уже клинику «Прозрение» в Махачкале, где и мне пришлось восторженно воскликнуть: «Вижу!»
Когда катаракта начала донимать, позвонил Ахмеду Абдулгамидовичу:
– Вижу все хуже и хуже, что рекомендуешь?
– Приезжай, обследуем.
Приехал и выяснилось, что один глаз видит только наполовину, а другой – всего на 30 процентов.
– Будем оперировать. Катаракту мы удаляем факоэмульсификацией, это бесшовный метод, операция занимает 10-15 минут, она совершенно безболезненна.
– Ты сам будешь оперировать? Отец твой, помню, лет пятнадцать назад прооперировал моего друга, тоже профессора медицины Сахрудина Сафарова. До сих пор прекрасно видит! Полагаю, что отцовские гены передались и тебе…
– Нет, сейчас я не оперирую. Твоими глазами займется Алигаджи Бадрудинович. Можешь мне поверить, это самый крутой хирург в нашем деле. Впрочем, сам убедишься.
Но у меня уже была рекомендация от моего друга поэта Магомеда Насрулаева, который уже прошел эту операцию у Алигаджи Абдулаева. Вот так и познакомился я с этим замечательным человеком и офтальмологом от Бога.
Когда утром после операции на один глаз снял с него пластырь, я почувствовал шок. Но шок исключительно приятный! Ушли куда-то муть, завеса, мешавшие глядеть на этот прекрасный мир. А для меня, пишущего человека-журналиста и альпиниста-любителя, которого постоянно тянет к новым вершинам, чтобы наслаждаться красотой рододендронов, эдельвейсов и альпийских ярко-синих колокольчиков, это был поистине божественный подарок!
Каждый год на вершине напротив своего аула Тинди, что в Цумадинском районе, 9 мая я обновляю красный флаг Победы. Прибыв в село, я первым делом взглянул на ту вершину. Там на ветру развевался мой алый стяг! А ведь раньше его я видел только в бинокль. Даже подумал: зачем второй глаз оперировать, и так прекрасно все вижу! Алигаджи Бадрудинович после повторного визита улыбнулся:
– Рекомендую и второй глаз избавить от пелены, зачем себя лишать полного удовольствия? Ты же знаешь, всего-то десять минут…
Вот так «крутой доктор» Алигаджи Абдулаев вернул мне весь спектр радуги, всю палитру от божественной кисти Творца. Тут по ассоциации вспомнил картины Абдулгамида Давудовича – не все знают, что профессор-офтальмолог еще писал маслом: пейзажи, портреты… А ведь тут есть какая-то эзотерическая и символическая связь! Красочные картины и глаза, которые должны их видеть, ценить и восторгаться, чем и занимался главный офтальмолог республики Абдулгамид Алиев. Не верю в мистику, но есть нечто неуловимое нашим сознанием и только ощущаемое нашими чувствами, но не укладываемое в наше бытовое мировоззрение.
Где-то полгода понадобилось, чтобы завершить процесс возвращения зрения: между первой и второй операциями должно пройти какое-то время, в глаза нужно закапывать несколько препаратов. Алигаджи Бадрудинович настаивает на аккуратном выполнении всех его показаний – это залог успешного завершения лечения.
Нам по жизни всем приходится сталкиваться с докторами разных профилей. И, давайте признаемся, ведь не всегда у нас налаживаются доверительные отношения с врачом. Нет у кого-то позитивной от Бога харизмы и где ты ее возьмешь? Талант – он или есть, или его нет. Алигаджи Абдуллаеву повезло: он оказался среди счастливчиков – избранников Всевышнего. Об этом в самый раз вспомнить в день рождения Алигаджи Бадрудиновича. Вот и Магомед Насрулаев присоединяется к поздравлениям. Долгих лет жизни, беразул доктор (так по-аварски всегда представлялся Абдулгамид Давудович) Алигаджи!