Министр цифрового развития Республики Дагестан Юрий Валерьевич Гамзатов, как он коротко объяснил при случайной встрече, вместе со своим коллективом занимается вопросами цифровой трансформации, затрагивающими, наверное, 99% дагестанцев. Что такое цифровая трансформация, я решил узнать у него подробнее, записав интервью.
Цифровая трансформация – это облегчение жизни человека через те или иные возможности цифровых решений. Это различные платформы, информационные системы, которые облегчают работу органов власти. Максимальное количество услуг, которые может перевести государство на предоставление в интерактивном виде. Для населения – это портал Госуслуги.
– Госуслуги сегодня – это уже целая экосистема различных сервисов, про многие из которых даже продвинутые пользователи не всегда знают. Что делать остальным?
– С учетом того, что у нас в Дагестане совокупно уже оказывается в цифровом виде порядка 450 государственных и муниципальных услуг, иначе как об экосистеме говорить и не приходится. Зародившись как небольшой поначалу портал, эта платформа продолжает развиваться и расти, на сегодняшний день являясь основным проводником во взаимодействии власти и населения.
И развивается эта платформа в духе времени, главным веянием которого в сфере цифровизации стало повсеместное внедрение искусственного интеллекта. Пользователям Госуслуг он уже знаком как робот Макс, которого можно вызвать нажатием на кнопку с забавной физиономией на любой страничке платформы, задав любой интересующий вопрос.
В любой удобной форме задав вопрос об интересующей услуге, можно получить спектр ответов, помогающих сориентироваться в том, что на самом деле интересует пользователя. Интуитивно понятный интерфейс навигации нацелен на то, чтобы ответ на свой вопрос и нужную услугу смог получить каждый пользователь вне зависимости от уровня цифровой грамотности.
В то же время приходится проводить разъяснительную работу с населением через СМИ, соцсети и буквально «на местах», чтобы довести до людей информацию о том, что необходимая им услуга доступна в цифровом виде через это давно уже знакомое приложение. И что за ее получением больше нет надобности лишний раз самому идти в органы госвласти или МФЦ.
К примеру, доступная еще с 2020 года услуга получения электронного свидетельства о рождении ребенка, которой практически не пользовались даже в 2023 году. Благодаря налаженной нами разъяснительной работе в тех же родительных домах по итогам 2024 года около 90% свидетельств о рождении было получено дагестанскими мамочками в электронном виде.
Кстати, сейчас уже стартовала предзапись в 1 класс. Очень востребованная услуга, внедрение которой позволило устранить как возможность каких-либо манипуляций в этой сфере, так и различные разговоры на эту темы. Каждый родитель может завести черновик заявления, заполнить заранее, внести все документы и справки и с 1 апреля отправить на рассмотрение.
Важнейшей услугой в условиях нарастающих фактов интернет-мошенничества сегодня становится возможность установления самозапрета на займы. Даже взломав вашу страничку в Госуслугах, получив доступ к личным данным, злоумышленники не смогут оформить на ваше имя кредит. И вы сами, даже поддавшись на их уловки, не сможете его оформить, не посетив сперва МФЦ.
Воспользоваться этой услугой столь же легко, как и всеми остальными госуслугами. И мы всем рекомендуем это сделать, хотя бы для своего собственного спокойствия. А именно оно очень важно, когда человек сталкивается с манипуляциями мошенников, пытающихся его запугать различными угрозами, чтобы заставить совершить ряд необдуманных действий.
– Госуслуги позволяют и авторизоваться на других сервисах. В том числе и частных.
– Единая система идентификации и аутентификации или коротко ЕСИА, на которой и построены Госуслуги, действительно можно назвать «электронным паспортом» гражданина. С нее все и началось, ведь как можно оказывать какую-либо услугу, не будучи уверенным, что оказываешь ее именно этому человеку и по его доброй воле. Нужен был цифровой ключ.
Наличие такого «ключа» сегодня позволяет внедрять аутентификацию пользователей в любые другие сервисы, где это необходимо. В том числе в банковские сервисы, в свою очередь позволяющие, к примеру, зафиксировать и вашу биометрию. И в различные почтовые сервисы, где сегодня можно получить посылку уже без предъявления паспорта.
В условиях нарастания информационных угроз все более глубокой становится идентификация пользователей и в социальных сетях, зачастую привязанных к телефонному номеру. Купить оформленную на постороннее лицо «левую» симку станет невозможно. Соответственно, и регистрация в соцсетях станет доступной лишь авторизованным пользователям.
Вскоре, получая звонок с неизвестного номера, вы будете видеть на экране своего гаджета, кто вам звонит. Если сегодня этот функционал доступен при установке сторонних приложений, то в данном случае уже создана общая для всех операторов база абонентов, и информация о звонящем будет поступать на ваш телефон автоматически в режиме DTMF.
Цифровая сфера стремительно развивается. Пионерами, как и везде, выступает частный сектор. Мы – регулятор, который устанавливает правила и следит за их соблюдением. Понятно, что в условном «завтра» цифровые сервисы сильно изменятся, наша задача – не отставать, своевременно предпринимая меры по урегулированию отношений в отрасли.
Понятно, что мы стоим на пороге новых прорывов и открытий. Если в 2007 году появление первого Айфона приучило нас всех к пользованию гаджетами с сенсорными экранами, то сегодня эта технология фактически уже устарела. Выходят гаджеты с двумя и даже тремя складными экранами, но это уже не покрывает потребность в новом формате потребления информации.
Что нас ждет, пока нельзя сказать однозначно. Виртуальная реальность или дополненная, очки или вживленные чипы. Однозначно, что цифровизация в какой-то момент полностью охватит все сферы жизни человека. И авторизация пользователя в этом плане выходит на первое место, ведь иначе злоумышленники получат неограниченные возможности.
Соцсети, логистика, онлайн-торговля, онлайн-банкинг и Госуслуги уже часто взаимосвязаны между собой через идентификацию пользователей с помощью ЕСИА. И это наводит на мысль о том, что в будущем, вероятно, появится единый сервис идентификации пользователей в цифровой сфере. Но для начала надо обеспечить всех доступом в интернет.
Создание или улучшение разных форматов связи – это тоже цифровая трансформация. Например, получение возможности доступа к интернету в малых населенных пунктах, которые находятся в труднодоступных местах. Устанавливая в этих селах за государственный счет вышку связи, мы предоставляем возможность всем операторам ее безвозмездно использовать.
Работа по установке самой вышки, обеспечению ее стабильным электроснабжением осуществляется Ростелекомом, дочерней компанией которого сегодня является мобильный оператор Т2. Однако установить свое оборудование, тем самым улучшив качество собственных абонентов, имеет возможность любой оператор. Ничего за это не заплатив.
– Не удивлюсь, если однажды у нас тут вообще кроме Ростелекома других операторов не останется. Однако его практика взысканий с абонентов неоднозначна.
– Взыскание задолженностей с абонентов – это стандартная практика для всех снабжающих компаний. Равно как за электричество и газ, за интернет тоже надо платить. При этом работу с абонентами компания ведет централизованно. Региональное отделение сосредоточено на самой цифровизации региона и справляется с этой задачей весьма успешно.
Большая часть интернет-трафика республика сегодня получает именно через Ростелеком, который выступает основным условно «оптовым» его поставщиком. Большинство остальных операторов, непосредственно работающих с населением, закупают трафик через него. Поэтому назвать само качество его услуг низким никак не получится.
В частности, Ростелеком является основным поставщиком интернета в большинстве социальных объектов в республике. Компания доводила интернет до них, прокладывая так называемую «последнюю милю», то есть подключая конечных потребителей к своим узлам связи. И продолжает успешно обслуживать их по настоящее время.
– Благодаря такой вышке мобильный интернет в моем селе теперь «летает». Оставшимся там бабушкам теперь ролики в вацапе удобней смотреть…
– Не везде, но в горах все еще есть молодежь. Порой зарабатывающая огромные деньги. Именно за счет наличия интернета, позволяющего получать самую разнообразную информацию и дистанционно обучаться тем навыкам, которые не всегда наша молодежь получает в колледжах и вузах. В частности, сотрудничая с IT-компаниями по всему миру.
Если говорить о развитии малых территорий, то отрицать важность наличия качественной связи нельзя. Одна лишь возможность свободно совершить телефонный звонок, спросить об учебе внуков в городе или рассказать детям о состоянии своего здоровья – это очень важно для того, чтобы в наших селах оставались хотя бы упомянутые вами бабушки.
Скоростной доступ в интернет меняет образ жизни человека еще заметней. Через интернет мы получаем доступ к сотням телевизионных каналов в отличном качестве. Мы пользуемся интернет-банкингом, наличие которого особенно важно в наших условиях, ведь в каждом селе банкомат не поставишь, а зарплаты и пособия зачастую люди получают на карту.
Наличие высокоскоростного интернета позволяет изменить и подходы к обучению. Большинство сельских педагогов сегодня повышают свою квалификацию на дому путем вебинаров. В перспективе это может стать выходом для организации обучения и детей, когда их не придется возить из маленьких населенных пунктов в школу, а можно подключить к урокам на дому.
В условиях стремительного развития туризма наличие стабильного интернета становится залогом развития многих горных сел. Зарегистрировавшись, к примеру, на популярной площадке, можно предлагать потенциальным гостям республики свое место размещения, какой-то гостевой дом в этническом стиле. И не нужно для этого никуда выезжать. Туристы сами приедут.
Когда мы сделали срез, то увидели, что в программу устранения цифрового неравенства у нас в республике в основном и попали горные села с небольшим населением. Поэтому ее можно по праву назвать одной из программ по развитию горных территорий. Ведь наличие интернета качественно меняет и работу органов власти по ряду направлений.
К примеру, наличие сегодня интернета в каждом сельском ФАПе позволило с 2021 года начать внедрение телемедицины. Когда фельдшер в селе проводит первичный осмотр пациента, отправляя затем полученные данные в Махачкалу, где уже профильные специалисты их расшифровывают и принимают решение о следующих действиях для лечения.
– Госуслуги сегодня – это и сервис «Решаем вместе». Однако этот сервис сегодня проигрывает соцсетям. Люди предпочитают жаловаться в телеграм-каналах, чем через приложение.
– Ситуация так сложилась объективно. И дело, наверное, в том, что обращения граждан сегодня обрабатываются по-разному. С одной стороны, у нас есть принятый еще в 2006 году Федеральный закон №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», с другой стороны, с 2020 года на основе своей «нормативки» в стране действуют ЦУРы.
Важно понимать, что 59-й Закон принимали в условиях, когда и айфонов не было, а единственным практически источником информации были классические СМИ. С тех пор форматы и скорость распространения информации разительно изменились. Ввиду чего Центры управления регионами создавались исходя уже из нынешних цифровых реалий.
В эпоху, когда каждый может сообщить в соцсетях о своей проблеме, причем без каких-либо проволочек и премодерации, выстраивать работу ЦУРов на основе 59-го Закона было уже не целесообразно. В эпоху тотальной цифровизации заложенное в законе требование к органам власти о предоставлении ответа в течение месяца уже не совсем актуально.
Отвечая в социальных сетях на запросы населения, региональные и местные власти обеспечивают сегодня первичную обратную связь в течение трех часов. Конкретизированные ответы даются им там также за считанные дни. В этих условиях, конечно, традиционные форматы взаимодействия власти и общества начинают проигрывать соцсетям, где ответ можно получить оперативно.
Сложившаяся ситуация, безусловно, будет меняться. Но надо понимать, что качественного результата по итогам рассмотрения обращения гражданина далеко не всегда можно добиться за несколько часов или дней. Ускорить процесс – это глобальная задача по ускорению межведомственного взаимодействия и непосредственно работы органов власти.
К примеру, проведение качественной прокурорской проверки по факту обращения жителя высокогорного села по факту нарушения его законных прав практически невозможно организовать в сжатые сроки. Это сложная процессуальная процедура, предполагающая соблюдение ряда обязательных требований. Ускорить ее нелегко.
И здесь мы невольно затронули вопрос необходимости повышения качества управления, внедрения элементов процессного управления, оптимизации самих этих процессов, разработки методических рекомендаций для каждого вовлеченного в тот или иной процесс работника, что опять-таки требует надведомственной работы по разработке и внедрению.
И мы, безусловно, однажды к этому придем. Сам пример создания ЦУРов, которые уже осуществляют надведомственное управление процессами обработки обращений граждан всеми государственными, муниципальными и бюджетными структурами, говорит о том, что мы идем в верном направлении, и эта работа будет ускоряться по мере дальнейшей цифровизации.
– В быту цифровизация наиболее проявилась в интернет-торговле. Но если пункты доставки Вайлдбериз сегодня повсеместны, то Яндекс-маркет у нас сегодня провисает.
– Мы не являемся регуляторами в сфере торговли, в том числе и в интернете. Эта сфера регулируется другими органами власти. Но как профильное ведомство мы готовы оказывать любую поддержку по нашему профилю в развитии востребованных у населения услуг, в том числе содействуя в этом коммерческим структурам, которые их реализуют.
Если компания Яндекс, как и любая другая, завтра обратится к нам за содействием в развитии той или иной цифровой инфраструктуры или платформы, то мы обязательно окажем содействие, если будем понимать, что это важно для людей. Мы открыты для всех и особенно нацелены поддерживать наши местные стартапы, если кто-то решит инвестировать в эту сферу.
В том числе на это ориентирован и организованный нами Каспийский цифровой форум. В прошлом году он прошел во второй раз под эгидой Министерства иностранных дел РФ. С 2025 года он включен МИДом в календарь основных политических экономических мероприятий Российской Федерации. Фактически мы запустили мероприятие международного уровня.
В этом году в рамках форума предполагаем провести и киберспортивный турнир, и чемпионат по программированию, и массу различных хакатонов. Как и в прошлом году, мероприятие стартует в конце октября. Мы ожидаем приезд представителей всех прикаспийских государств, причем не только органов власти, но и коммерческого сектора, заинтересованного в сотрудничестве.
Цель форума – сближение стран Прикаспийского региона. Это наш общий Каспий, и общая задача – его сохранить, грамотно и эффективно используя его возможности в сфере туризма и логистики. Для этого и нужно развивать взаимодействие, в первую очередь в цифровой сфере, позволяющей совместно работать над решением различных вопросов, не выезжая из своей страны.
В рамках форума мы планируем с каждым годом все больший акцент делать именно на привлечение инвестиций. Как непосредственно в IT-сектор республики, так и во все связанные с ним сферы. Финансовый сектор, торговлю, различные востребованные услуги во всех сферах жизни человека. Потенциал отрасли огромный, важно его раскрыть.
– Спасибо за беседу. Надеюсь, пригласите на форум.
Тамерлан МАГОМЕДОВ