На портале «Госуслуги» запустили новый сервис для защиты граждан от интернет-мошенников, который предназначен как для тех, кто уже столкнулся с аферистами в Сети, так и для пользователей, которые хотят повысить свою цифровую грамотность и обезопасить себя от взаимодействия с киберпреступниками.
Отмечается, что сервис объединяет комплекс защитных мер, включая все доступные на «Госуслугах» инструменты противодействия злоумышленникам, в том числе самозапрет на кредиты, возможность проверки своей кредитной истории, оформленных сим-карт, информации о подозрительном звонке и подачи жалобы о вредоносном ресурсе.
Особое внимание уделено подробным инструкциям, например, что делать, если гражданин сообщил мошенникам пароль. Также можно найти и другие рекомендации, которые позволят не попасться на схемы аферистов. Сервис подскажет, куда обращаться при столкновении с киберпреступниками. В частности, на интерактивной карте гражданин сможет найти ближайшие отделения МФЦ, сообщает «Парламентская газета».
Как указали в кабмине, в рамках сервиса будет представлен каталог, который будет включать наиболее распространенные схемы мошенничества, чтобы оперативно предупреждать пользователей о новых угрозах. В новом сервисе россияне также смогут проверить уровень своей цифровой грамотности и при необходимости записаться на обучающие курсы по информационной безопасности.
«Для защиты граждан от мошенников мы действуем системно: ужесточаем законодательство, усиливаем контроль за финансовыми операциями. Сервис “жизненная ситуация” стал следующим этапом этой работы», – заявил вице-премьер – руководитель аппарата правительства Дмитрий Григоренко.
По его словам, сервис создает комплексную систему безопасности, которая не только снижает риски для граждан, но и существенно затрудняет деятельность мошенников. Григоренко также отметил, что все инструменты противодействия злоумышленникам теперь собраны в одном месте, что позволяет оперативно информировать пользователей о доступных способах защиты.
В кабмине отметили, что сервис создан в рамках планомерной работы по противодействию мошенничеству. Так, с начала 2025 года был принят правительственный пакет мер, включающий 30 инициатив по защите граждан от киберпреступников, среди них – идентификация пользователей связи, маркировка звонков, запрет для сотрудников госорганов, банков и операторов связи взаимодействовать с гражданами через мессенджеры.
Правительство также приступило к регулированию оборота банковских карт. Так, на рассмотрение Госдумы был внесен законопроект, которым предлагается ввести уголовную ответственность для дропперов (лиц, предоставляющих свои банковские карты или электронные кошельки для перевода похищенных средств).