Благословенный месяц Зуль-Хиджа является одним из самых высокочтимых месяцев для мусульман. Также этот месяц является одним из четырех запретных месяцев, в течение которых Всевышний Аллах запретил войны. Особенно ценными в этом месяце являются первые десять дней.
От Джабира (да будет доволен им Аллах) передается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Наидостойнейшими днями этого мира являются первые десять дней месяца Зуль-Хиджа» (Аль-Баззар).
Хафиз Ибн Хаджар Аль-Аскаляни в книге «Фатх Аль-Бари» в комментарии к этому хадису сказал: «Очевидно, что причина предпочтения первых десяти дней месяца Зуль-Хиджа заключается в объединении самых значимых обрядов поклонения в эти дни. Этими поклонениями являются: намаз (праздничный намаз), пост, садакъа (жертвоприношение), хадж, чего не встретишь в другие дни».
Поэтому благие деяния, совершенные в первые десять дней этого месяца, имеют особую ценность, и за эти деяния человек получает большое вознаграждение.
Ученые считают желательным соблюдать пост первые десять дней месяца Зуль-Хиджа, ибо от Хафсы (да будет доволен ею Аллах) передается: «Четыре деяния не оставлял Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) – пост в день Ашура, пост в первые десять дней месяца Зуль-Хиджа, пост три дня в каждый месяц и двухракаатный суннат-намаз перед утренним намазом» (Имам Ахмад, Ан-Насаи).
Слова Хафсы (да будет доволен ею Аллах) «десять дней…» подразумевают первые девять дней месяца Зуль-Хиджа, ибо держать пост в десятый день, то есть в Курбан-байрам, и последующие три дня является запретным.
Также от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Самыми любимыми для Всевышнего Аллаха днями для совершения благих деяний перед Аллахом являются десять дней (имеются в виду первые десять дней месяца Зуль-Хиджа). Вознаграждение за соблюдение поста в каждый из этих дней приравнивается к награде за соблюдение поста за целый год, а оживление поклонениями каждой из этих ночей приравнивается к оживлению ночи предопределения (Лайлатуль Кадр)» (Тирмизи, Ибн Маджа).
Исходя из этого хадиса, некоторые ученые посчитали, что вознаграждение за благие деяния в эти дни превосходит даже награду ночи предопределения (Лайлатуль Кадр).
В эти десять дней также входит и девятый день месяца Зуль-Хиджа – день Арафа, и соблюдение поста в этот день является самым предпочтительным из всех этих дней.
Вознаграждение за пост в день Арафа равно вознаграждению за пост в течение двух лет, то есть тому, кто соблюдал пост в этот день, прощаются грехи двух лет – предыдущего и последующего.
От Абу Къатады (да будет доволен им Аллах) передается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я надеюсь, что Аллах по причине поста в день Арафа простит (постящемуся) грехи прошлого года и года наступающего. И по причине поста в день Ашура простит (постящемуся) грехи прошлого года» (Муслим).
Однако тому, кто совершает хадж, в этот день желательно не поститься, для того чтобы иметь силу при мольбе и поклонении на горе Арафат. Совершающим хадж предписано разговляться в этот день, согласно хадису, в котором ‘Икрима (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что однажды он зашел к Абу Хурайре (да будет доволен им Аллах) и спросил его о посте в день Арафа для людей, совершающих хадж, и он ответил: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запрещал соблюдать пост в день ‘Арафа тем, кто находится на Арафате (то есть паломникам, совершающим хадж)» (Имам Ахмад, Бухари, Абу Дауд).
Из вышеприведенного нам стало известно о высокой награде, которую получает человек за соблюдение поста и другие благие деяния, совершенные в первые десять дней месяца Зуль-Хиджа. Поэтому всем нам следует не упускать возможности заслужить прощение Аллаха и усердствовать в поклонении в эти благословенные дни.
Нурмухаммад ИЗУДИНОВ