Аллах установил для своих рабов религиозные предписания и разъяснил законы, чтобы даровать им благо как в этой жизни, так и в вечной.
В Коране при упоминании хаджа подчеркивается его польза и многочисленные блага для людей: «Пусть они увидят то, что приносит им пользу в религиозных и мирских делах, и пусть поминают имя Аллаха, когда совершают обряд жертвоприношения в известные дни (десятого числа месяца зуль-хиджжа и в последующие дни ташрика: одиннадцатого, двенадцатого и тринадцатого) в благодарность за пропитание, что Он дал им (людям) в виде скота: ешьте мясо принесенных в жертву животных и накормите нуждающегося нищего» («Сафват ат-Тафасир», сура аль-Хадж: 28).
‘Абдуллах Ибн ‘Аббас (да будет доволен ими обоими Аллах) при толковании этого аята сказал: «Блага охватывают как мирскую жизнь, так и жизнь вечную. Польза для вечной жизни – обретение довольства Аллаха, а мирская польза – это здоровье, жертвенные животные и прибыль от торговли».
Если подробно рассмотреть слова Ибн ‘Аббаса, можно выделить множество религиозных и мирских преимуществ хаджа и умры.
- Единство мусульман
Ислам основан на единстве и братстве. Поэтому большинство обрядов поклонения предусматривают встречи мусульман:
– ежедневные – пятикратные коллективные намазы в мечетях (джамаат-намаз) для тех, кто живет в одном районе города вокруг этой мечети;
– еженедельные – пятничная молитва (джума-намаз) для всех тех, кто живет в одном городе;
– ежегодные – хадж, объединяющий мусульман со всего мира у Дома Аллаха.
- Оживление исламского братства
Хадж стирает языковые границы и сокращает расстояния. Мусульмане со всего мира стекаются в Мекку, где зародился ислам. Собравшись вокруг Каабы и повернувшись в одну сторону, они обращаются к Единому Господу с единой мольбой. Им не мешает языковой барьер и отдаленность стран, из которых они приехали.
- Связь с центром ислама – Меккой
Хадж направляет сердца всех мусульман к Мекке – месту, откуда свет единобожия распространился на весь мир, чтобы этот город стал символом их единства и воплощением принципов тавхида.
- Равенство перед Аллахом
Во время хаджа исчезают социальные различия, которые провоцировали у людей гордыню. Богатый и бедный стоят рядом на Арафате, в Муздалифе и Мине, при бросании камешек в Джамараты и совершении тавафа и са‘ю.
В этих местах господин и служащий, хозяин и слуга – все равны в стремлении к довольству Аллаха. Это напоминает о том, что люди рождаются равными, и о Судном дне, когда люди предстанут перед Аллахом действительно равными, без различий в социальном положении и происхождении.
- Связь с историей пророков (мир им)
Каждый обряд хаджа связан с напоминанием о пророках:
– Кааба – это напоминание об Ибрахиме и Исмаиле (мир им), строивших Священный Дом, и о пророке Мухаммаде ﷺ, который очистил Каабу и Заповедную мечеть от идолов;
– Сафа и Марва – это напоминание о Хаджар, искавшей воду для маленького Исмаила (мир ему). О них паломникам напоминает также вода Зам-зам, которая забила ключом у ног Исмаиля, пока Хаджар искала воду;
– Джамараты – это символ противостояния Ибрахима советам шайтана, побивая ее каждый раз камнями;
– Арафат – это место, где пророк Мухаммад ﷺ в прощальном хадже, сидя на своем верблюде, провозгласил в прощальной проповеди: «О люди! Помните, что Господь ваш един, и ваш отец един (все люди произошли от Адама и Евы). Помните, араб не выше неараба, а неараб не имеет преимущества над арабом; так же, как белый не выше чернокожего, а чернокожий не имеет преимущества над белым, кроме как в благочестии и добрых делах» (Имам Ахмад, 23489).
- Поддержка нуждающихся
Хадж приносит жителям Мекки и Медины солидный доход, которого им достаточно для покрытия их нужд на целый год, а то и дольше. Это ответ на мольбы пророка Ибрахима (мир ему): «О наш Господь! Поистине, я поселил часть своего потомства (сына Исмаиля и жену Хаджар) в долине, где нет ни одного поля с посевами и нет воды, у Твоего Запретного Дома (в долине Мекки, которую возвысил Всевышний Аллах). О наш Господь! Я поселил их в этой долине по твоему повелению, чтобы они поклонялись Тебе и совершали молитву. Сделай сердца верующих людей благосклонными к ним и одари их различными плодами этой земли, чтобы они благодарили Тебя за Твою великую милость» («Сафват ат-Тафасир», сура Ибрахим: 37).
- Воспитание души и тела
Хадж и умра воспитывают и учат:
– тело – терпению в трудностях;
– характер – смирению, доброте и терпению;
– душу – щедрости, самопожертвованию, милости и доброте;
– сердце – чистоте и осознанию, что Аллах видит все.
Всевышний Аллах в Священном Коране сказал: «Хадж совершается в определенные месяцы (шавваль, зуль-ка’ада и первые десять дней месяца зуль-хиджжа), и кто обязался в эти месяцы совершить хадж, вступив в состояние ихрама и вознеся лаббайк, тому не позволяется приближаться к женщинам, ведь он на пути к Всевышнему Аллаху, его цель – довольство Господа. Поэтому он должен не потакать своим страстям, не совершать грехи, не вступать со спутниками в споры, которые разжигают гнев и ненависть во время хаджа. Всякое добро, которое вы совершите, ведомо Аллаху, и Он вознаградит за него. Запасайтесь богобоязненностью (остерегаясь наказания Аллаха в Вечной жизни), поистине, это лучший из запасов. Остерегайтесь Меня и Моего наказания, о обладатели разума» («Сафват ат-Тафасир», сура Аль-Бакара, 197).
Хадж – это не просто обряд, а школа жизни, объединяющая мусульман в поклонении, напоминающая об их истории и воспитывающая в них лучшие качества.
Муслим АБДУЛАЕВ, islamdag.ru