Почему ЕГЭ становится «разовой акцией» и как не стать жертвой амбиций?
– Я уже ни о чем не переживаю, – мама выпускника Айшат готова принять любые результаты сына по ЕГЭ. Жалеет только, что после 9 класса своего «гения» из школы не забрала.
Для родителей вчерашних школьников выпускные экзамены – сложное испытание. На госэкзамен возлагаются большие надежды. А потому в эти знаменательные дни группа поддержки ожидает своих вчерашних школьников у стен образовательных учреждений.
– Репетиторов нанимали, два года занятий, а он с трудом написал ЕГЭ, некоторые задания даже выполнить не смог, – сокрушается Айшат. Деньги, потраченные на репетиторов, для семьи не лишние, но многое зависит от целеустремленности выпускника. Но вот вопрос, а надо ли родителям решать за детей, куда им поступать? Нужно ли завышать планку?
47-летняя Альбина М. работает школьной учительницей. И дочь свою хотела определить в лучшее учебное заведение, с одной лишь оговоркой – не дагестанское, а московское. «Чтобы будущее у нее было, а не то, что здесь – везде МРОТ», – говорит она. Но поступить оказалось немногим проще, чем учиться. В «бауманке» программа – достаточно серьезная, дочь не смогла пройти первый модуль. «Там такие знания нужны…», – потрясенно произносит родительница, округляя глаза. Пришлось первокурснице взять отпуск на год и в числе прочих педагогов нанимать репетитора по черчению. Этот предмет в дагестанской школе, как в известной песне, «не изучали, не проходили».
Но сдаваться Альбина М. не намерена: все родственники знают, в каком вузе учится ребенок, назад дороги нет. Родители не готовы «жертвовать» имиджем семьи. Им важно показать свой статус, а какие психотравмы выпадают на долю дочери или сына, не соответствующего родительским амбициям, как-то не до этого.
– В том то и дело, что «воткнут» они своих детей кое-как в вуз столичный, все соцсети заполнят фотоотчетами с изображениями юного корифея науки, а потом, как говорится, назад хода нет, – негодует преподаватель дагестанского вуза Патимат М. – Как признаться всем вокруг, что не получилось? В ход идут репетиторы. А это траты, и еще больший груз ответственности, который ложится на сына или дочь. Надо искать профессию соразмерно возможностям, чтобы быть собой, а не изображать из себя то, что хотят родители, – рассуждает она.
Хватит плодить неудачников!
На этом фоне слова председателя Совфеда Валентины Матвиенко о том, что нет необходимости в бесконтрольном наборе абитуриентов в вузы мегаполисов, звучат более чем уместно. Таким образом, Матвиенко обозначила проблему чрезмерного стремления абитуриентов с периферии оказаться в столичном регионе. И хотя мнения экспертов разделились, приходится отчасти согласиться с тем, что бесконтрольное тиражирование «специалистов» приводит к любопытным превращениям: квалифицированные педагоги «трансформируются» в косметологов, строителей, а некоторые умудряются даже стать пластическими хирургами и т.д. Но чаще всего абитуриенты стремятся в вузы мегаполисов, желая остаться в регионе, где больше вариантов для самореализации.
Выступление ректора ДГУ Муртазали Рабаданова, высказавшего на сессии НС РД обеспокоенность оттоком сильных выпускников за пределы республики, отчасти созвучно мысли спикера верхней палаты парламента. Вместе с тем возможность учиться за пределами региона давно стала почти идеей-фикс для отличников. ЕГЭ для них едва ли ни самый масштабный проект жизни, эквивалентный карьерному и личностному росту.
Причем подготовка к экзамену начинается уже с 10 класса и длится два года. К сведению, час занятий с репетитором стартует от тысячи рублей. И если для сильного школьника занятия с репетитором – это в большей степени потребность «подстраховаться», для ученика со средними знаниями – возможность перепрыгнуть рубеж под названием ЕГЭ. Поэтому не каждый поступивший в «элитный» вуз способен пройти весь курс обучения, не «споткнувшись».
Выходит, что слабого выпускника «натаскивают» на разовую акцию, а дальше надо идти самому или… под ручку с репетиторами, если финансы позволят.
Еще один диплом
Моя собеседница Сабина, окончив медколледж, не пошла работать по специальности, а устроилась официанткой. Высокий доход предпочтительнее небольшого заработка по специальности. Сейчас она кассир в супермаркете – и работа ее вполне устраивает. Но чтобы «обзавестись» высшим образованием, она поступила в один из дагестанских вузов и учится заочно.
– Вряд ли пойду работать по специальности, – признается она, – но вдруг…
Это «вдруг» начинается с экзамена и проходит шлейфом через всю жизнь.
Выводы?
Вообще система ЕГЭ ставит перед обществом три вопроса.
Первый – насколько уровень подготовки в школе соответствует такой форме проверки знаний, как ЕГЭ? Если в доЕГЭшный период родители практически не прибегали к услугам репетиторов, то сейчас это вполне обычное явление.
Второй – несоответствие амбиций родителей и способностей ученика. Хорошо, когда эти критерии совпадают. А если родители «настаивают», а выпускник не тянет? ЕГЭ, который должен был отсеивать неперспективных учеников, в таком случае оказывается «бессилен».
Третий – трудоустройство специалиста. Выпускники желают поступить на самые «востребованные» факультеты (смотрите выше) с перспективой устроиться на высокооплачиваемую работу. И если им это удается, они стремятся не углубить… свои знания, а «отбить» вложенное?
Лариса ДИБИРОВА Фото: Руслана АЛИБЕКОВ