Дагестан ожил в почтовых открытках
Этому событию – открытию выставки «Дагестан в почтовой открытке. Конец ХIХ – начало ХХ века» – предшествовало несколько многообещающих публикаций в тг-канале Музея истории Махачкалы.
Подписчикам предлагали угадать главный мессенджер конца ХIХ века, который мог доставить послание аж за несколько часов (!), порассуждать над этимологией названия села Гуниб. А чтобы не домысливать, организаторы предлагали прийти на выставку и получить исчерпывающую информацию в сочетании с визуалом.
Сначала открытка использовалась как форма коммуникации. Хотя слово «коммуникация» точнее всего выражает современное понятийное ядро слова, к открытке ХIХ века оно имеет слегка опосредованное отношение. Ведь люди делились не только информацией, но и душевными переживаниями. Правда, неизвестно, доводилось ли почтальонам читать чужие послания? Если да, то они были самыми осведомленными людьми местности. Почти что подписчиками частных страничек в «соцсетях».
Затем она приобрела иллюстративный компонент. И сегодня это один из самых интересных элементов экспозиции, отсылающих зрителей к Дагестану ХIХ века. Не столь обустроенному, как сейчас, зато не лишенному своей естественной привлекательности.
Музей истории Махачкалы стал площадкой, где прошло открытие выставки. Богатую «палитру» уникального экспозиционного материала составили более 140 почтовых открыток из частных и музейных коллекций. «Они отражают виды городов: Дербент, Темир-Хан-Шура (Буйнакск), Петровск (Махачкала), Кизляр (вошел в состав Дагестана позже) и аулов Дагестанской области. В дополнение к визуальным материалам выставка включает архивные документы, обзоры региона, выдержки из газет «Кавказ» и книг конца ХIХ – начало ХХ века», – сообщают организаторы экспозиции.
Каким был Дагестан почти два века тому назад? Какие здания, сооружения, пространства окружали людей XIX века?
Только посетив выставку «Дагестан в почтовой открытке», можно приоткрыть закулисье истории и погрузиться в атмосферу самобытности. Два еще прочувствовать невидимые нити коммуникации, которые скрепляли людей, живущих вдали друг от друга.
Открытка как история места и Открытка как история жизни: каждый пришедший на выставку поймет, что ему ближе.
Лариса ДИБИРОВА Фото Руслана АЛИБЕКОВА