Махачкала продолжает модернизацию городской инфраструктуры, активно внедряя Интеллектуальную транспортную систему (ИТС) в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», призванного кардинально изменить управление дорожным движением, повышая его эффективность и безопасность.
Внедрение ИТС – это не просто установка нового оборудования, а комплексный подход к созданию интегрированной системы, способной в режиме реального времени адаптироваться к изменяющимся дорожным условиям и значительно снизить транспортные заторы, улучшить экологическую обстановку и повысить комфорт для всех участников дорожного движения.
Инвестиции в дорожную инфраструктуру Махачкалы впечатляют. Общая стоимость реализации проекта ИТС достигает 956,492 млн рублей. Первые результаты этих вложений уже ощутимы. Замглавы администрации Махачкалы Рустам Магомедов, выступая недавно с докладом о ходе реализации проекта на заседании Правительственной комиссии под председательством премьера Абдулмуслима Абдулмуслимова, подчеркнул значимость уже проделанной работы.
В период с 2021 по 2023 год администрация города освоила 412 млн рублей субсидий, направленных на создание ключевых элементов ИТС. Были созданы современный Центр обработки данных (ЦОД) и высокотехнологичный Центр управления дорожным движением (ЦУДД).
Центр служит ядром системы, обеспечивая сбор, хранение и обработку огромных объемов данных о транспортных потоках, инцидентах и погодных условиях. ЦУДД, в свою очередь, является оперативным центром, где аналитики и операторы в режиме реального времени мониторят дорожную ситуацию и принимают решения по оптимизации движения. Ключевым элементом внедрения стали «умные светофоры», которые были установлены на важных участках улично-дорожной сети.
В частности, такие светофоры появились на улицах Коркмасова, Ярагского и проспектах Р. Гамзатова, Петра I, Акушинского и Гамидова. Эти «умные» устройства оснащены датчиками и видеокамерами, способными анализировать интенсивность движения и автоматически регулировать фазы светофора, минимизируя задержки. Помимо этого, были разработаны и внедрены различные модули и подсистемы, включая системы видеонаблюдения, детекторы транспорта, системы оповещения водителей и платформы для интеграции с другими городскими сервисами, что обеспечивает комплексный подход к управлению трафиком.
Дальнейшее развитие Интеллектуальной транспортной системы в Махачкале носит планомерный и стратегический характер. В бюджете города на 2025 год уже заложены средства на ремонт, техническое обслуживание и, что особенно важно, перезапуск ИТС на независимом программном обеспечении. Это позволит повысить устойчивость системы к внешним угрозам и обеспечит ее долгосрочную функциональность.
Переход на независимое ПО также может открыть новые возможности для интеграции с локальными разработками и повышения кастомизации системы под специфические нужды города. Следующий этап, запланированный на 2026 год, предполагает дальнейшее расширение ИТС с привлечением значительного федерального финансирования. Это свидетельствует о признании проекта на федеральном уровне как успешного и перспективного, способного тиражироваться в других регионах страны.
Адам ТАГИРОВ Фото: Руслан Алибеков