В Дагестане увеличивается перечень народов
Президент России Владимир Путин своим указом 11 июля этого года утвердил «Основы государственной языковой политики РФ». Основные положения документа касаются русского языка, но также и государственных языков республик и других языков народов России.
В числе имеющихся проблем в «Основах» указывается сокращение численности носителей народов РФ и сфер их использования. Для решения этой и других проблем предусматривается обеспечение надлежащего функционирования в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ государственных языков республик и других языков народов России.
Среди задач государственной национальной политики указано «создание и ведение государственного реестра языков народов РФ в целях обеспечения условий для сохранения и развития языков народов РФ». Это важный пункт, если государство действительно возьмется за его реализацию.
Во-первых, мы все наконец определимся со списком языков народов России, отделив их от огромной массы иных языков, функционирующих в нашей стране, в первую очередь языков диаспор, развивающихся и защищаемых в своих странах.
Тем самым будет дан приоритет собственному языковому наследию, которое должно иметь все необходимые меры поддержки, так как это языки коренных народов страны и почти все они не имеют какого-либо статуса за пределами России.
Во-вторых, появление такого реестра предусматривает дальнейшие действия по обеспечению функционирования данных языков, заключающиеся в разработке необходимых нормативно-правовых документов. Этот вопрос непростой. Он касается вопросов финансового обеспечения мер поддержки этих языков, а также наличия политической воли по претворению в жизнь реальных действий, а не формальных декоративных мер, не меняющих положение языков народов России.
Через пять лет должны провести очередную перепись населения, которая (если ее провести качественно) покажет реальное «самочувствие» языков народов нашей страны, включая государственные языки республик.
Кстати, данная мера по идее должна наконец завершить эпопею с определением понятия «языки народов Дагестана», использованном в Конституции нашей республики. В его состав официально не вошли даже «титульные» языки, которые ограниченно функционируют в качестве государственных в некоторых сферах – например, в образовании, СМИ. Их 14, вместе с русским языком.
Интересно, будут ли упомянуты в нем языки «непредставленных» народов – народов, языки которых современной академической наукой выделяются как самостоятельные, но официально учитываемые в составе более крупных народов.
Необходимо добавить, что наука не стоит на месте. Лингвисты, изучающие языки Дагестана, уже выделяют не 8, а 12 андийских языков, часть носителей «новых» языков также обосабливается и в этническом плане. Например, относящиеся к каратинцам тукитинцы.
Изменяются взгляды на татский язык. Так, в качестве самостоятельного языка исследователями предлагается митагинско-джалганский, отличающий от горско-еврейского (джуури).
Непростая ситуация сложилась с даргинскими идиомами, которые лингвисты, в том числе этнические даргинцы, реже называют диалектами и все чаще представляют в качестве самостоятельных языков. В списке языков России (на 2022 год), подготовленном специалистами из Института языкознания РАН, представлено шесть даргинских языков.
Впрочем, только активисты из числа носителей кайтагского и кубачинского языков заявляют о необходимости придания своим родным языкам соответствующего статуса, с возможностью изучения в школе и издания на них СМИ.
Пока же указ подписан, и нам остается дождаться – как в реальности будет воплощаться государственная языковая политика и как она отразится на языковой ситуации в нашей республике.
Венера ГАДЖИБЕКОВА Фото: dagpravda.ru