Выпал из окна, утонул в емкости с водой, погиб в ДТП – несчастные случаи в детьми в Дагестане повторяются с чудовищной закономерностью. И вроде как уже не трогают общество, которое привычно ставит грустные эмодзи под новостными постами. Чувства, конвертируемые в нарисованные разбитые сердечки…
Уже в мае Дагестан отметился двумя детскими смертями в Махачкале и Каспийске, когда малолетние, оказавшись на подоконнике, выпали вместе с москитной сеткой. 20 июля – сразу два случая падения детей в Махачкале и Хасавюрте, с серьезными травмами.
Но, видимо, общество постепенно теряет одно из важных оберегающих чувств, каким наделён человек с рождения, – страха за себя, за близких. Оно заставляет принимать меры предосторожности: быть бдительным и остерегаться.
Для многих родившихся в советский период, детство ассоциируется с запретительной частицей НЕ! Она являлась основополагающей в общении с ребёнком. «Не упади, не беги, не раскачивайся, не ударься!» – слышалось отовсюду, где бы ни находились дети. Сегодняшние малыши и родители, как безмятежная картинка из соцсетей, в которой нет места угрозам. Как и нет понимания того, что перед ними БЕЗЗАЩИТНЫЙ малыш, а не сформировавшаяся личность. Перед ними РОДНОЙ ребенок, а не ограничитель личного пространства и времени, которого надо хоть чем-либо отвлечь лишь бы не досаждал родителям…
Проблему участившихся несчастных случаев с детьми «МИ» поднимали буквально недавно в статье «Обреченные или по недосмотру?», опубликованной в N28 газеты от 11 июля. В ней мы привели статистику, предоставленную Минздравом РД: в 2024 году зафиксировано 67 детских смертей от внешних причин, демонстрирующую тенденцию к росту по сравнению с предыдущим 2023 годом. И здесь же: комментарий детского омбудсмена РД Марины Ежовой с отсылкой на технологическую составляющую в трагических событиях. В той публикации мы сделали попытку «диагностировать» у дагестанского общества «родительскую халатность», которая как показывает жизнь, приобретает ХРОНИЧЕСКУЮ форму. И это самое страшное.
Ведь даже резонансный инцидент с ДТП в Гунибском районе вызвал реакцию только Главы Дагестана Сергея Меликова, который потребовал от правоохранительных органов тщательно разобраться в случившемся. И впору было ожидать правительственного заседания, создания рабочей группы, но никакой реакции не последовало… Тогда как в Финляндии подобные случаи стали бы предметом обсуждения на правительственном уровне с принятием соответствующих решений. Как это происходит, к примеру, с любым случаем ДТП со смертельным исходом.
Вместо послесловия: когда я шла с пятилетним сыном по мосту, перекинутому через железную дорогу, он неожиданно спросил: «Мама, можно я прыгну?». «Ты разобьешься!». «А я думал, что полечу!»
Лариса ДИБИРОВА