Как это все вяжется. Особенно, когда под исламским покровом начинаются агрессивные ли подспудные формирования блоков по национальному признаку.
Долгое время Духовное управление мусульман Дагестана обвиняли в том, что оно – мононационально. Сейчас там появились представители разных народов. Печатается газета «Ассалам» на 13 языках. Но тему национализма невозможно изжить здесь и сейчас. Особенно когда на рубежах России то и дело нарастает политическая и/или военно-политическая напряженность.
Вслед за Украиной, как оказалось, его тайный союзник – Азербайджан «заболевает» антироссийской риторикой. После обострения дипломатических отношений между двумя соседями, связанными с рейдами против криминальных группировок азербайджанской диаспоры, в Баку с пристрастием задерживают российских журналистов. Ситуация эскалируется. В связи с тем, что азербайджанцы – мусульмане необходимо дать некоторые пояснения относительно этого народа.
Во-первых, азербайджанцы – титульный народ Дагестана, чьи культурные и экономические интересы соблюдаются и реализуются не территории республики согласно Конституции.
Во-вторых, азербайджанцы исповедуют не только шиизм, но и суннизм. Хоть 75% азербайджанцев и являются шиитами, остальные – сунниты. Азербайджанцы Дагестана компактно проживают в Дербенте и Дербентском районе. Численность их в республике – около 117 тысяч человек. В последние несколько лет Дербентские шииты – азербайджанцы – активно проводят Дни Ашура – 10-й день месяца Мухаррам мусульманского лунного календаря, в котором памятуют убиенного внука пророка – Хусейна сына Али. Мужчины в черных одеяниях с черными и красными флагами в траурном шествии проходят по верхним кварталам старого Дербента. Сунниты в этот день также отмечают Ашура – но как День сотворения первого человека и избавления от многих бед пророков (Нуха, Моисея, Ибрахима).
Убийство внука пророка Мухаммда – Хусейна произошло по приказу халифа Язида. В некоторых языках дагестанских народов – имя Язид стало нарицательным, символом предательства и жестокости.
Муслим АКИМОВ