В прошлом году исполнилось 190 лет со дня рождения прогрессивного ученого, мусульманского богослова, историка и государственного деятеля Гасана Алкадарского. В этом году исполняется также 110 лет со дня его смерти. Мы посвящаем памяти ученого некоторые выдержки из его биографии и философские воззрения.
Этот выдающийся просветитель, общественно-политический деятель и ученый родился в аварском селении Балахани (ныне Унцукульский район Дагестан), родился 15 октября 1834 г. Гасан Алкадари.
Отец его Абдуллах – ученик выдающегося борца за справедливость, ученого и просветителя, духовного наставника Мухаммада Ярагского, а мать – дочь его Хафизат.
После смерти шейха Ярагского в 1838 г. семья Абдуллаха вернулась в селение Алкадари. Здесь от отца Гасан получил свои первые уроки. За 15 лет он усвоил такие предметы как морфология, синтаксис, логика, риторика, красноречие, стилистика, основы религии, мусульманское право (фикх), кораническую экзегетику (тафсир), хадисоведение, исламскую теологию, поэтическую метрику и арифметику. Также Алкадари выучил (помимо арабского) тюркский и персидский языки. Получив основы знаний в своем селе, он также год учился в Медресе своего дяди Исмаила эфенди (сын Магомеда Ярагского) в селении Верхний Яраг (1848 г.) и восемь месяцев в Медресе Мирза Али в Ахты (1856 г.), где прошел курс философии, геометрии и практической астрономии.
Шесть лет Гасан Алкадарский служил в канцелярии генерала Юсуф хана правителя Кюринского ханства, где преподавал науки двум его сыновьям. После того как подал в отставку Юсуф хан и отправился в хадж, началась административная реформа, были упразднены ханства и был образован Кюринский округ, руководителем которого был назначен русский начальник, генерал Гиренков. Четыре года Алкадари служил в его канцелярии. «Я не считал зазорным состоять у него на службе из-за необходимости в том и надежды, что от меня будет польза через него собратьям-мусульманам», – пишет Алкадари.
Затем 12 лет Алкадари прослужил наибом Южного Табасарана. Так продолжалось вплоть до неспокойного 1877 г., когда дагестанцы выступили против царской власти. Майор, «злонравный человек», как его описывает сам Алкадари, в отсутствие начальника Кюринского округа Ивана Орбелиани, написал донесение, в котором обвинил ученого в том, что тот своевременно не сообщил о готовящемся волнении. Как чиновник царской администрации, Гасан Алкадари был арестован и отстранен от должности наиба Южного Табасарана, также был лишен жалованья. Проведя в Дербентской крепости некоторое время, он позднее был отправлен в ссылку в город Спасск Тамбовской губернии.
Вместе с тем, Алкадари, не отходя от традиционного богословия, привносит в нее философию и рассуждения о Боге. Так он пишет, что «умы народов приходят в замешательство и даже отрицают его существование из-за того, что не могут его обнаружить и познать».
Мысли об отрицании Бога, атеизме были популярны в тот период в цивилизованной среде под влиянием европейских мыслителей и теорий, в которых, в пылу революций, войн и конфликтов все меньше места уделялось познанию Всевышнего Творца. Религия все больше воспринималась тормозом на пути к прогрессу, развитию, знанию. Однако Алкадари, как богослов и педагог, отвергает крайности, а веру в Бога воспринимает как необходимую духовно-нравственную «подушку», которая помогает человеку придерживаться гуманистических идеалов. По мнению, ученого, шариат призван привнести в общество и государство справедливость, оградить слабых людей от произвола сильных. Религия не должна быть в плену фанатичных предрассудков, быть тормозом на пути к прогрессу, образованию, развитию и улучшению качества жизни.
Продолжение следует
Муслим АКИМОВ