В Дагестане ничего серьезного, по сравнению с новыми регионами на границе с бывшей Украиной, конечно же, не происходит. Если не считать «конца света» в полдневный жар. Но все же с некоторых пор нас предупреждает МЧС: «Опасность атаки БПЛА в Республике Дагестан. Будьте бдительны и осторожны! Возможны перебои мобильного интернета».
Но с опасностью Дагестан уже несколько месяцев, если считать началом истории атак прилеты в Каспийск с прицелом на флотилию. В частных мессенджерах «секретно» распространялись видео погони вертолета за заблудившимся в Дагестане БПЛА, а до этого несколько месяцев назад видео попытки атаковать военные объекты. Граждан в сотый раз предупредили – съемки запрещены!
Видимо теперь решили не делать из этого большого секрета – страна находится в состоянии СВО четвертый год. А «глубинный» Дагестан как будто все это время не чувствовал этого, из-за своих бытовых и коммунальных проблем, внутренних политических пертурбаций или ожиданий таковых. Да и чувство юмора, и умение сделать мем из всего не отказало дагестанцам и в случае с опасностью БПЛА: в сети распространялись картинки светлых городов, и темной Махачкалы, страдающей от отключений электроэнергии – дескать, столица Дагестана так защищается от дронов. А в другом меме – просили не бить по объектам электроснабжения, так как еще лет 100 будут ремонтировать поломку… Смеяться можно, но сложно.
Государственные паблики на карточках объясняют, как действовать населению при атаке БПЛА. А ЦУР обсуждает в прямом эфире — Как действовать при угрозе БПЛА в беседе с начальником Управления гражданской обороны и защиты населения ГУ МЧС России по РД Магомедом Магомедовым.
Страна в дроновой войне уже несколько лет. Количество таких атак не уменьшилось с начала второго раунда переговоров между Украиной и Россией. Как будто операторы дронов живут не в этой политической параллели, а направляемы невидимой рукой откуда-то из-за океана. История с атаками дронов поднимает волну конспирологии. «Как без местных подельников можно проводить такие операции!?», — вопрошают пользователи сетей, вспоминая недавнюю операцию «Паутина» с применением дронов, которые оказались в кузове фур аж в Иркутской области.
Постольку люди среднего возраста телевизор не смотрят, а новости черпают из Сети, новости об атаках БПЛА как-то проходят мимо них. Между тем, Дагестан является стратегической зоной интересов противника: исторически так было. Главный регион лакомого Кавказа будут раскачивать. Создавать напряжение и панику. Но пока с этим успешно справляются сетевые структуры энергетических компаний. ЦУР фиксирует за последние знойные недели 4,7 тысяч обращений, связанных с отсутствием газа, света и воды.
Ханжан Курбанов