Свет в коллапсе. Энергокризис в Дагестане простой, но пока не решаемый

На прошлой неделе в Махачкале прошло расширенное совещание под председательством главы Правительства Дагестана Абдулмуслима Абдулмуслимова, который как хозяйственник подверг критике руководство дагестанского филиала «Россети – Северный Кавказ» – «Дагэнерго».

Но, отчитывая энергоснабжающую компанию за аварийные отключения в республике, председатель дагестанского правительства проговорил три важные фразы: «это ваш бизнес», «мы в ваши дела не лезем» и «это ваша ответственность», где лаконично проставлены акценты проблем.

Комментируя причины постоянных отключений света в разных районах Махачкалы, Абдулмуслимов сослался на заметный рост численности населения в городе по сравнению с советским периодом, когда закладывалась электроэнергетическая инфраструктура города.

Когда мы говорим о том, что на городские сети большая нагрузка из-за притока населения по сравнению с цифрами 50-летней давности, то упускаем важный фактор, отличавший Махачкалу и ее окрестности от Махачкалы современной: это промышленность. В советские годы в Махачкале работали на полную мощность Завод сепараторов, завод им. Гаджиева, Махачкалинский приборостроительный завод, Машиностроительный завод (ныне завод «Авиаагрегат») и еще порядка 10 заводов и фабрик на территории городского округа.

С энергопотреблением их производственных мощностей современная Махачкала вряд ли бы сравнилась. Но многие из этих заводов города либо фактически перестали работать, либо уже не имеют тех мощностей и заказов, как в советское время. Все-таки проблему надо искать не в энергопотреблении и развитии города. Это как если объяснять, что воды нет в кране, потому что ее пьют.

 

«ЭТО ВАШ БИЗНЕС»

Первое, что в этой проблеме нужно прояснить, что власти Дагестана и в частности администрация Махачкалы не может напрямую влиять на работу «Дагэнерго», т.к. это коммерческая компания, которой на монопольных условиях отданы энергоснабжающие сети республики. И проблема даже не в том, что генерирующих мощностей  ГЭС и ТЭЦ республики не хватает для обеспечения электроэнергией. В конце концов, в России есть регионы, где нет ни одной ГЭС, ТЭЦ и АЭС, но от этого они не живут в XIX веке.

Генерирующих электроэнергию мощностей в стране достаточно, проблема начинается с распределения электроэнергии по регионам. Если магистральные сети в Дагестане в удовлетворительном состоянии, то распределительные сети от подстанции до потребителя однозначно нуждаются в модернизации и реконструкции.

И здесь мы подбираемся к вопросу – на какие деньги? Региональный филиал «Россетей» по логике и по закону должен обеспечивать жителей качественным обслуживанием вверенных ему сетей за счет сборов за потребление электроэнергии потребителями. Еще в 2018 году, при Владимире Васильеве, в Дагестане начался рост тарифов на электроэнергию, объяснялось это необходимостью обновления электросетей. Так, в 2018 году тариф для коммерческих потребителей в среднем составлял 3,5 рублей за киловатт в час и с каждым годом тариф дорожал. В 2025 году с июля тариф составит в среднем 9-10 рублей для предприятий. То же самое и с выручкой. Если в 2018 году выручка «Россетей» в Дагестане составила 4 млрд рублей, то в 2025 году она ориентировочно составит 13 млрд.

Но что мы имеем – тарифы повысились, а состояние сетей остается плачевным. Замысел Васильева почему-то не сработал.

 

«ЭТО ВАША ОТВЕТСТВЕННОСТЬ»

В Дагестане, как известно, жители нередко на свои деньги покупают трансформаторы после очередной аварии, особенно это касается сельской местности. Однако, с правовой точки зрения и даже с точки зрения безопасности это, мягко говоря, ненормально.

Для начала отметим, что сами по себе аварийные выходы из строя трансформаторов происходят по все той же причине – изношенность линий и изношенность подстанций, вплоть до использования силовых кабелей с более малым сечением, чем это необходимо. То есть то, что распределяет электроэнергию от магистральных сетей к конечному потребителю. В этой цепочке причин трансформаторы обречены перманентно выходить из строя. На эти же проблемы с аварийным отключением обречены подстанции республики, как это случилось с подстанцией «Новая» в Махачкале в субботу, 26 июля.

Но в случае, когда и если это происходит, ответственность за возобновление обеспечения жителей электроэнергией в течение 24 часов, как того требует закон, лежит на энергоснабжающей, т.е. на сетевой компании.  И в этой ситуации при самостоятельной покупке трансформатора местные жители и их контрагенты могут неправильно оценивать, какой характеристики и мощности нужен трансформатор в конкретном поселке и чем опасна такая самодеятельность.

Во-первых, это представляет опасность для самих потребителей с последующим перегоранием бытовой техники, а то и пожара в доме (не говоря уже о возможном возгорании и пожара от самого трансформатора). Это вредная, хоть и вынужденная практика в Дагестане, которой по определению не должно было быть.

Во-вторых, эта практика демонстрирует халатное отношение того хозяйствующего субъекта, который несет ответственность за обеспечение жителей электроэнергией.

 

«В ВАШИ ДЕЛА НЕ ЛЕЗЕМ»

Почему же Дагестан отличается своим энергетическим коллапсом от энергетически благополучных регионов России?

Урок федерального уровня был извлечен в 2005 году, после аварии в энергосистеме Москвы, когда на несколько часов (sic!) без света остались жители районов Москвы и Подмосковья, а также Тульской, Калужской и Рязанской областей. Несколько десятков тысяч человек оказались заблокированы в остановившихся поездах московского метро и лифтах. Было нарушено ж/д сообщение и парализована работа многих коммерческих и государственных организаций, приостановились торги на биржах, задержались финансовые операции в банках, не работали банкоматы. Эта авария показала властям и энергетическим компаниям, насколько опасна по своим последствиям несвоевременная модернизация и реконструкция энергосетевой инфраструктуры. Подчеркнем, что это было 20 лет назад.

После этого в регионах страны, в частности в крупных городах, стали проводить резервную кольцевую линию электросети это когда в случае ремонта на подстанции или на время работ по модернизации подстанции потребителей переключают на резервную линию питания, которая обеспечивается резервными подстанциями. Как может догадаться на этом моменте уважаемый читатель, в Махачкале такой резервной сети нет. А без резервной сети невозможно проводить работы по модернизации подстанций и эксплуатируемых сетей распределения без отключения электроэнергии. Получается патовая ситуация в деле модернизации энергосистемы Дагестана, невозможная и в то же время простая. Было бы понимание, куда уходят собранные с обычных потребителей и бизнеса деньги после повышения тарифов в 1.5-3 раза за последние 7 лет.

В своем выступлении Абдулмуслимов также посетовал на электросетевиков, что они «сами подключают к сетям новостройки»,  а потом этими же новостройками объясняют причину загруженности используемых мощностей.

Дело же в том, что когда в городе строится, а затем вводится в эксплуатацию многоквартирный дом с необходимыми на это разрешительными документами, электросетевая компания должна заранее распланировать для себя обеспечение электроэнергией нового дома проведением кабелей достаточной мощности и установкой трансформаторов, рассчитанных на эту мощность. Когда электросетевая компания отчитывается администрации города о выполнении своей части работ, тогда и вводится в эксплуатацию жилой объект. Если же электросетевая компания отчиталась, но после заселения жилого комплекса происходят аварии, то возникают вопросы об ответственности, и не только моральной.

Так, в 2023 году генпрокурором России Игорем Красновым было возбуждено уголовное дело по факту систематического и длительного прекращения энергоснабжения на территории республики, что вылилось даже в протесты с перекрытием улиц, как например, в районе новостроек улицы Гапцахская.

Действительно, власти республики, как и администрации городов и районов не могут «лезть» в (без)деятельность коммерческих энергосетевых компаний (о чем граждане, может быть, даже жалеют), и критика в адрес властей со стороны дагестанцев контрпродуктивна. Однако власти могут запрашивать прокурорские проверки по фактам жалоб, благо – закон на стороне потребителя. А дальше, как говорится, «вода камень точит», и мы, наконец, увидим плоды тарифных сборов не только в виде уголовного преследования энергетиков, как это было в прошлом году. К требованию от энергосетевой компании выполнять свои обязательства перед потребителями могли бы присоединиться и сами граждане, особенно бизнес. Но об этом – в следующий раз.

Малик БУТАЕВ,

фото: тг-канал «Правительство Дагестана»,

тг-канал «Дежурный по Дагестану»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Лента новостей

Внимание! В лето с призами: «Ростелеком» разыгрывает сотни тысяч наград и бонусов среди участников мини-игр

«Ростелеком» объявляет большой летний розыгрыш призов среди участников мини-игр на официальном сайте компании. Чтобы принять участие, жителям Дагестана и...

Мгновенные оповещения о ЧС и угрозах БПЛА через мобильное приложение МЧС России

МЧС России призывает граждан использовать официальное мобильное приложение ведомства для получения экстренных оповещений, включая информацию о воздушных угрозах. В...

В Дагестане фура раздавила трёх парней

В четверг, 31 июля, на трассе Махачкала - Хасавюрт произошло смертельное ДТП. Фура буквально раздавила трёх парней. Они погибли на...
spot_imgspot_img

«Музыка над садом»

Завтра, 1 августа, в 17:00 в Театре поэзии состоится встреча с известным поэтом, министром культуры Алтайского края Еленой Безруковой. Елена...

В Махачкале установят 200 новых мусорных контейнеров

В скором времени по городу начнется установка 200 новых мусорных контейнеров. Об этом сообщил врип мэра Махачкалы Джамбулат Салавов...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам