В Махачкале больше недели, как стартовала акция на оплату в общественном транспорте. В случае оплаты проезда с помощью QR-кода или NFC через Систему быстрых платежей (СБП) можно получить скидку в 10 рублей. Новость эта была воспринята общественностью исключительно благоприятно. Еще бы, ведь скидка в размере половины тарифа в автобусе и практически трети суммы в маршрутном такси – это реальная возможность сэкономить горожанам на ежедневных поездках. Однако реакция водителей маршруток и автобусов на столь щедрый подарок, скажем так, оказалась неоднозначной.
Практически с самого начала акции в соцсетях появились жалобы о том, что платежные таблички закрываются бумагой, создающей препятствия для доступа к QR-коду. Попытки оплатить через СБП нередко вызывают возмущения у водителей. Как так получается, что усилия финансовых институтов, стремление администрации города привить культуру современных технологий оплаты не приветствуются водителями общественного транспорта?
БЕЗНАЛИЧНО И УДОБНО
Вплоть до нового года пассажиры могут получать скидку в 10 рублей на каждую поездку при оплате через систему быстрых платежей (СБП). Речь идет о бесконтактном безналичном способе оплаты посредством сканирования QR-кода или напрямую со смартфона, который поддерживает технологию NFC.
Для удобства подобных платежей будут также приняты дополнительные меры поддержки. К примеру, на новых остановках, которые скоро появятся в Махачкале, будут установлены точки доступа Wi-Fi , что позволит пассажирам всегда иметь доступ к Интернету. В условиях существующих сбоев Интернета инициатива более чем похвальная. В случае успешного продвижения акции, то есть если махачкалинцам способ оплаты понравится, то, со слов организаторов, она может быть продлена и в 2026 году.
Комментируя имеющиеся факты блокирования платежей по СПБ в общественном транспорте Махачкалы, заместитель начальника Управления транспорта администрации Махачкалы Алексей Гусейнов отмечает: «С самого начала подобных действий со стороны водителей мы стали встречаться с коллективами транспортных компаний, выявлять, беседовать с людьми, которые препятствуют подобным платежам. Некоторые выражают определенную обеспокоенность. Мы разъясняем им, что эти платежи направлены на выработку нормативов. Все будет учитываться, конечно». Гасанов добавил, что сотрудниками управления проводятся также рейды. Весь общественный транспорт проверяется на предмет наличия табличек прямо на маршруте. В случае отсутствия, блокировки доступа к табличкам с куар-кодом СПБ принимаются меры.
Только 7 октября, по словам Алексея Гусейнова, было проинспектировано более сотни транспортных средств. В восьми случаях были восстановлены таблички и предоставлена возможность пассажирам оплачивать проезд согласно акции СПБ. С водителями были проведены беседы и даны разъяснения. Всего, с его слов, в Махачкале на сегодняшний день из 850 существующих транспортных средств общественного транспорта оборудованы средствами оплаты по СПБ – 565. Администрация Махачкалы стремится максимально охватить парк общественного транспорта для участия в акции, чтобы приблизиться к 100-процентной отметке. «Думаю, все придет в норму», – подытожил он.
ТРАНСПОРТНАЯ ПОЛИТИКА
Нужно признать, что с самого начала новая команда администрации Махачкалы активно взялась за наведение порядка в общественном транспорте столицы. Новая транспортная политика предусматривает дальнейшее пополнение парка общественного транспорта. Продолжится закупка вместительных автобусов, которые в дальнейшем должны поэтапно заменять и вытеснять маршрутные такси на маршруты окраин и межгорода.
Также на главных дорожных артериях города должна появиться выделенная полоса для общественного транспорта. В настоящем проходят конкурсные процедуры, и в скором времени приступят к строительству новых остановок, более комфортабельных и обустроенных.
Адам ТАГИРОВ