Есть творческие люди, живущие дыханием своего народа, преданные родной природе и национальной музе, своей профессии, как язычники. Они по-особому ощущают настроение окружающих, по-своему понимают щебет птиц и шелест деревьев. И стараются всё творчески обработать, довести до сознания детей или перенести на нотный стан. Они — музыкальные педагоги, композиторы, и так рождается у них настоящая музыка, становящаяся впоследствии народной.
Таким мастером, из-под пера которого выходило много народно-музыкальных произведений, является заслуженный деятель искусств Республики Дагестан, композитор Алимет Гамзатов. Уроженец райцентра Ахты, талантливый музыкант, композитор и педагог, может быть, из-за своей природной скромности широко не известен дагестанскому обществу. Но у себя на малой родине — в Самурской долине — его хорошо знают и любят.
Во время учёбы в Дербентском музыкальном училище, куда А. Гамзатов по зову сердца поступил после восьмого класса, появляются его первые музыкальные композиции, которые в дальнейшем с произведениями других молодых самодеятельных композиторов записывают на студии РГВК «Дагестан», они имели успех. После завершения учёбы начинаются его трудовые будни в Ахтынской детской музыкальной школе, активное участие в культурной жизни района и труд самообразования. Всё это не помешало ему одновременно продолжить учёбу на музыкальном факультете в ДГПУ, что способствовало развитию заложенного в нём природой творческого потенциала.
А.Г. Гамзатов является автором многих песен на стихи известных дагестанских и российских поэтов, обладателем премий за лучшую музыку на слова Е.Эмина «Тюквезбан», Н. Тихонова «Кувшин», а также за песню «Шарвили», ставшую популярной и часто звучавшую на праздниках.
В 1992 году вместе с единомышленниками он создаёт народно-инструментальный ансамбль «Ахцах» с репертуаром из народных мелодий и музыки дагестанских композиторов: М. Гусейнова, М. Касумова, С. Агабабова, Керимова, Мурсалова, А.Мехмана, куда также были включены и произведения собственного сочинения. Хотя, как мы видим, круг его интересов довольно широк, в первую очередь, Алимет Гамзатов остаётся верен своему призванию — он учитель музыки, которому небезразлично музыкально-духовное развитие молодёжи и который понимает, что без надлежащей учебно-методической базы сельских музыкальных школ нельзя достичь желаемого успеха.
Так, в 1995 году он издаёт сборник «Народные мелодии» для тара, кяманчи и национальной гармони в сопровождении фортепиано, который получает достойную оценку в кругу учителей музыки и представителей общедагестанской музыкальной культуры.
Особым событием в его творчестве и в музыкальной жизни всего Дагестана стало издание в 2005 году книги «Школа игры на национальной гармони». Тем более приятно констатировать, что созданная сельским учителем-композитором (такого другого случая мы не знаем), она выдвинута на соискание Государственной премии Республики Дагестан, что само собой является фактом заслуженного признания творческо-преподавательского таланта А. Гамзатова.
Уникальность данной книги заключается в том, что как итог многолетней кропотливой работы «Школа игры на национальной гармони» — это пока первое в республике подобного рода методическое пособие- сборник, где автор сумел систематизировать необходимый учебный материал для национальной гармони и адаптировать его для применения в процессе обучения в детских музыкальных школах. Более 25 лет непосредственно связанный с обучением детей в музыкальных школах и сталкивающийся при этом с трудностями отсутствия в них необходимого нотного материала, Алимет Гамзатов поставил перед собой благородную цель — самому поправить положение. Создав такое учебное пособие, он успешно справляется с данной задачей.
Действительно, имея в Дагестане богатейшую школу исполнительского мастерства на национальной гармони, несправедливо было бы в то же время до сих пор не иметь очень чётко и доступно написанного учебника, который учит детей играть на гармони обеими руками. Таким образом, национальная гармонь в руках Гамзатова становится в один ряд с такими классическими меховыми инструментами, как баян и аккордеон.
Пособие «Школа игры на национальной гармони» открывается небольшой авторской статьёй, где коротко и ясно говорится о его целях и задачах ( состоит данное методическое пособие-сборник из нескольких разделов). В первом разделе автор даёт теоретические сведения о необходимых качествах гармони, о диапазоне и посадке за инструментом, постановке рук. Особую важность представляют сведения об орнаментике и аппликатуре, так как при игре на национальных инструментах искусство орнаментики является важной составляющей в исполнении народной музыки. Автор справедливо замечает, что из-за возросшего уровня развития техники исполнения на национальной гармони обучение на ней в детской музыкальной школе необходимо начинать игрой двумя руками.
Особое внимание заслуживает второй раздел данного пособия — нотный материал, куда, наряду с пьесами автора, вошли народные песни, мелодии, тайны всех братских народов Дагестана, а также и некоторые произведения народов бывших республик СССР. Пьесы и другие музыкальные произведения в умелой обработке автора расположены в порядке постепенного усложнения музыкально-исполнительских задач. Подобный репертуар заслуживает высокой оценки. Автор в своих переложениях и обработках национальных мелодий показывает хорошее знание предлагаемого материала, тонкое отношение к особенностям средств музыкальной выразительности народного мелодизма, что делает их легко доступными для освоения молодыми музыкантами.
Третий, заключительный раздел состоит из этюдов. Основной критерий работы над ними — это динамизм использования дагестанских ритмов и интонаций.
Надо сказать, что со дня издания «Школы игры на национальной гармони» этот сборник стал неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса музыкальных школ и музыкальных училищ республики. В ней весь материал представлен в очень доступной форме, и каждый специалист, учащийся или самодеятельный музыкант-любитель обязательно найдёт для себя что-то полезное, интересное и новое. Данное пособие, наверняка, будет способствовать сохранению и умножению духовного и музыкально-традиционного наследия братских народов Дагестана, взаимовлиянию и взаимообогащению наших музыкальных культур. К сожалению, пока оно из-за нехватки финансовых средств автора издано мизерным тиражом — всего 250 экземпляров. Есть надежда его переиздания.
Не зря говорят, что самый интернациональный и всеми понимаемый язык — поистине язык музыки, нот. Именно посредством этого уникального языка Алимет Гамзатов старается учить наших детей лучше понимать друг друга, любить национальные инструменты и мастерски играть на них.