В Доме дружбы города Махачкалы состоялось торжественное заседание Всероссийского форума «950 лет медресе ан-Низамия: вклад древнейшего университета в культуру и образование России». Форум организован Муфтиятом РД во исполнение гранта Главы Республики Дагестан.

Среди участников форума – заметные фигуры религиозной сферы не только Дагестана, но и регионов России, ведущие эксперты-востоковеды, историки.

Докладчики в своих сообщениях остановились на роли медресе ан-Низамия в развитии средневековой науки. Цахурское ан-Низамия оказывало серьезное влияние на формирование целой плеяды ярких ученых, которые имели широкие знания по философии, теологии, медицине, астрономии и ряду других фундаментальных дисциплин. Многие ученые с нисбой («географическая» часть имени) ал-Лакзи – выходцы из этого знаменитого цахурского медресе.

В тематических лекциях и открытых дискуссиях активное участие приняли как светские ученые, так и богословы, среди которых был и заместитель председателя Совета алимов Муфтията РД Мухаммад Магомедов, который рассказал об истории создания медресе, его уникальной образовательной программе и значении для исламской цивилизации.

Участники всероссийского форума, посвященного 950-летию легендарного медресе ан-Низамия, также совершили поездку в село Цахур Рутульского района. Послушать о медресе и не прикоснуться к истории было бы несправедливым упущением.

С постсоветских лет, когда народы потянулись к своим религиозным и этнокультурным корням, вспомнили и начали изучать этническую историю; выявились многочисленные факты и сведения о заслуженных деятелях науки, образования, воинах. Цахуры, как и другие народы Дагестана, стали гордиться тем, что в с. Цахур, который является самым крупным в республике населенным пунктом, давшим название титульному народу издревле было учреждено и распространило свою славу далеко за пределы села Цахурское медресе. По расчетам историков, оно является самым древним учебным заведением университетского типа в Европе. Арабский ученый и литератор XIII века Закария ал-Казвини оставил нам сведения о Цахуре: «Захур – большой город, густонаселенный. Он главный город страны Лакзан… Вода его из реки, называемой Самур. В городе имеется медресе, которое основал везир Низам ал-Мулк ал-Хасан ибн Али ибн Исхак. При медресе имеются учителя (мударрисы) и факихи…»

Цахур был одним из крупных, если не самым крупным городом Лакза – области, населенной лезгиноязычными народами. Возможно, что его значение и авторитет были обусловлены нахождением в нем университета – который приковывал к себе внимание и привлекал многочисленных абитуриентов, желавших получить качественное образование.

Далее Казвини упоминает о серьезной научной и административной работе, которая ведется в университете: «Есть у них хатиб (т.е. проповедник), который молится с ними, который разбирает тяжбы между ними по учению имама аш-Шафии, да ниспошлет Аллах ему свое благословение. Жители этого города все шафииты. В нем медресе, основал его Низам ал-Мулк ал-Хасан ибн Исхак в 1075 году, да очистит Аллах его душу. А при нем (т. е. при медресе) имеются учителя и факихи. И полагается каждому факиху в нем (т. е. в медресе) ежемесячно один баран и определенная мера сульта. Рассказывают, что они перевели «Компендий Музани» на лезгинский язык, подобно этому «Книгу имама ал-Шафии», и занимаются они ими обеими, Аллаху споспешествующему».

Особо следует остановиться на личности выдающегося администратора и стратега Низам аль-Мулька (1019-1092), который в XI веке проводил в Багдадском халифате реформы, в результате которых была не только укреплена власть, но и были развиты сферы образования и экономики. Низам аль-Мульк – автор учреждения сети университетов – медресе, самым известным из которых было медресе в Багдаде, где преподавал знаменитый мусульманский философ Абу-Хамид аль-Газали, очень популярный и в Дагестане.

Одно из медресе было решено создать в горном Цахуре. Возможно, потому что Цахур был густонаселенным и древним центром доисламских верований и религий. Само название села – ЦIа («огонь») и Хур («село, пастбище, место обитания») может восходить к зороастрийскому прошлому, почитавшему огонь как сакральный символ. Также известны в Цахуре и следы христианской религии. Официально цахуры приняли христианство в 313 г., на четыре года раньше, чем грузины, которые впоследствии активно вели миссионерскую политику, оказывая серьезное религиозное влияние на горную Аварию.

Лакз (равно как и Цахур), некогда сопротивлявшийся арабским завоевателям, которые военным путем распространяли ислам, впоследствии, наряду с Дербентом и Кумухом, уже после XI в. стал одним из центров исламского просвещения.

Таким образом, ученые шафиитского мазхаба (школы) из Цахура стали известны не только в Дагестане, но и по всему Востоку.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь