Доклад, зачитанный на заседании клуба «Наука и религия» (окончание)
Более ста лет арабы находятся в поисках своего будущего, используя различные общественно-политические модели. Была применена и национальная модель (панарабизм), но благодаря общественному сознанию, сформированному на исламских ценностях, эти модели не прижились. Ислам негативно относится к проявлениям национализма в отношениях с другими народами; это считается скверным поступком и грехом.
Некоторые арабские общества начали искать себя в других форматах, таких, как коммунизм и либерализм, что тоже провалилось из-за общественного сознания большинства арабов и влияния глобализации. Провалы и неудачи арабов в мировом процессе привели их к тому, чтобы осмысливать себя по другому, и они поняли, что у них два варианта решения проблемы.
Первый: это вернуться назад в эпоху своего величия. Сторонники этого варианта называют себя Людьми сунны и общины (Ахл аль-Сунна-валь-Джамаа). Представителями этой группы являются сторонники партии «Братья-мусульмане» (запрещенная в РФ). А крайней формой попытки возвращения назад в эпоху раннего ислама со стороны Людей сунны и общины является террористическая организация ИГИЛ (запрещенная в РФ) .
Второй вариант: это смотреть не назад, а вперед, модернизируя свое понимание для строительства своего достойного будущего на основе заложенных Создателем закономерностей в Коране.
Таким образом, если сторонники мыслителей и реформаторов, а также Люди Корана (Ахл ал-Куръан) не победят сторонников Ибн Таймия, то весь суннитский мир останется в состоянии хронической отсталости, и Дагестан, находящийся на периферии исламского мира, не станет исключением. Реформаторы уже заговорили о современном прочтении Корана, и призывают читать его по-новому.
Если говорить о причинах отсталости исламского мира, то причин несколько.
- Историческая. Если вернуться 14 веков назад, особенно после периода правления Мухаммада, режимы, которые управляли делами исламского государства, были монархическими, тоталитарными и диктаторскими, независимо от того, какой титул носил правитель – халиф, султан, король, эмир и т.д.
Они все считали себя хозяевами богатств, мысли и центров принятия решения, то есть в отличие от Европы они имели статус монархов, централизовавших власти под единоначалие.
Каждый исламский халифат начинает с прогрессивного развития, но через определенный этап наступает депрессия, потому что в нужный момент не произошли религиозные реформы. А сегодня мы строим свою жизнь на основе философской идеи, сформированной 14 веков назад.
Европейцы модернизировали свою культуру, понимание ценностей и отделили религию от политики. Буржуазные революции отстранили церковь от политики, лозунги во Франции в тот период призывали к уничтожению короля и религиозных руководителей. Французская революция была началом уничтожения ценностей Средневековья, и религия уже не имела право вмешиваться в политику. Тем временем Восток продолжает жить средневековыми ценностями и категориями, не сумев провести никаких реформ ни в политике, ни в системе управления, ни в религии.
- Научно-просветительская. Чтобы адекватно понимать происходящие процессы в исламском мире, приходится говорить о важности владения знаниями в логике, в сфере наук об обществе и системно мыслить.
- Геополитическая. Крупные игроки мировой арены сыграли огромную роль в недопущении становления демократии исламского образца в мусульманском мире.
- Религиозная обособленность. Одна из ключевых проблем наших проповедников – это отсутствие знаний об иудаизме и христианстве, а они нас полностью изучают.
- Идеализация прошлого. Мы не сможем изменить то, что в наших головах, пока мы не поймем, что прямой путь – это попытка все время вернуться назад, ко временам бедуинов, жителей пустынь Аравии образца полутора тысяч лет назад. Прямой путь, к которому призывает нас Коран, – это движение вперед, а не назад.
Акушали Шафи, востоковед