ДАГЕСТАНЦЫ И СЛАВЯНЕ — ПОТОМКИ СКИФОВ

Во всяком случае вся территория нынешнего Казахстана, как и всей Средней Азии, включая Алтай, Северную Индию и Афганистан, наряду с Ираном, была территорией, по которой кочевали скифские племена, массагеты, саки, тиграхауды (т.е. носящие остроконечные папахи) и другие. И пора уже нам вместе составлять нашу общую объединяющую древнюю историю, в отличие от имеющихся местечковых, плоскостных и ущельно-ограниченных историй племен и народностей. Тогда все станет ясно и понятно. История станет, как говорится, с головы на ноги. На ноги наших общих предков, кочевников, без постоянной приписки к одной территории и даже во многих случаях к отдельному языку, который со времен образования отдельных царств стал разделяющим человечество фактором, языку, очень близкому к нахчи-дагестанскому праязыку.

9. ЯЗЫК СКИФОВ
От скифов никаких письменных источников до нас не дошло, да и нужны ли были они кочевникам, всю жизнь находившимся в седле и в пути. Если бы не мужество Геродота, отправившегося в опасное путешествие 2,5 тысячи лет назад по Скифии и написавшего о них целую книгу о скифах, возможно, человечество так и не узнало бы толком, кто на самом деле скифы, как звали их царей, откуда они взялись на земле, как жили.
В геродотовой «Истории» встречаются отдельные скифские слова, имена и названия божеств, царей, племен, местностей, которые также помогают выяснять связи скифов с народами, проживающими издревле на территории современной России.
Геродот писал, что государство скифов делилось на области, которые назывались «архе», а каждый «архе» делился на «номы» – округа со святилищем Арея в каждом «номе». Скифы домов и городов не строили, и выделяемые «отцом исторической науки» области и участки служили для пастьбы скота.
У чабанов в Ахтынском районе и сейчас выделяемые пастбищные (раньше колхозным собранием, ныне по жребию на год-другой) участки называются «архаш». А участок пастбища, оставляемый с осени в неприкосновенности для окотившихся и потому уже дойных овец с ягнятами, называется «хам». И у скифов, и у лезгинских чабанов «архе — архаш» и «ном – хам» — это находящиеся в пользовании пастбищные земли. Видимо, обозначение семей даже в первых переписях царской администрации под названием «дым» («гым» по-лезгински или «дом» по-русски) также имеет этимологическое родство со скифским «хом или гьом, гым, дым» в смысле костер или очаг.
Что касается святилищ Арея – бога или божества войны, то скифы каждый год собирали и складывали вокруг этого святилища (в виде воткнутого в землю меча) на возвышении кучи хвороста, которые зажигали, если нападал враг, и надо было созывать соседей на помощь. Обычай зажигать костры на вершинах, просматриваемых со всех сторон, при приближении врага сохранялся в Дагестане и во время Кавказской войны, и позднее. Ныне этот древний обычай взяли, как говорится, на вооружение мусульмане, которые зажигают костры в горах перед религиозными праздниками Ураза- или Курбан–байрам.
В лезгинском языке сохранились фразы «Гьарай ая» -кричи, «ар ягъа» — ори, которые стали синонимами фразы «эвер ая» — зови. Вот эти «ар –ор-гьарай» (крик) «ура!» есть не что иное, как призыв с требованием или просьбой помощи к скифскому богу войны Арею (Арес у древних греков). Римляне во время атаки, чтобы напугать врага, били мечами о медные щиты, а скифы и нахчи–дагестанцы издавали «гьарай – гьурра» –ура! Ибо щиты у них состояли из натянутых на деревянный каркас нескольких слоев шкур крупного рогатого скота, которые не могли издавать шума.
Те исследователи, которые утверждают, что «ура, караул» и некоторые другие военные термины заимствованы у татаромонгол, ошибаются. Во-первых, скифы появились на древних просторах нынешней России более чем на полтора тысячелетия раньше и монголов, и татар. Во-вторых, монголов и восемь веков назад на земле было не больше, а гораздо меньше, чем сейчас. Так называемые «татары» были такими же кочевниками–скотоводами, как и скифы. Татары, как и казахи, скорее всего, имеют скифское, общее со славянами и нахчи-дагестанцами происхождение. Многие татары и ныне внешним видом мало чем отличаются от славян или нахчи–дагестанцев. Да и их само название, скорее всего, происходит от имени предков скифов и кавказцев Таргитая или Таргитауса. Тай — таифа Тарги (племя тарги – таргитая). Или так же, как в этнонимах «скиф, яркун, авар», обозначает «солнцепоклонник». В одном из вариантов по-лезгински солнце называлось «атар». Поэтому укороченный этноним «татар», скорее всего, носит в себе смысл «народ, племя атара-солнца» или солнцепоклонники и даже «солнцу подобные», то есть белые, в отличие от смуглых, «копченых» мугъулов – макъулов — монгол.
Татары были белыми, а потому скифскими племенами, вольно — невольно втянутыми в грабительские нашествия монгол и удесятерившими их ударную силу. На эту мысль наводит и то, что после избавления от монголо-татарского ига на территории России монголов и след простыл. А татары остались на тех же территориях, где еще ранее история фиксировала скифов: в Крыму, в междуречье Камы и Волги, в Астраханской области и в Сибири. Поэтому и сами себя татары называют крымскими, казанскими, астраханскими и сибирскими.
И тем более, такой народ, как скифы, занимавший огромные территории в Азии и Европе, никак не мог исчезнуть бесследно. Скифы, вернее большинство из них, постепенно переродились в славян, татар, казахов, немцев (саксонцев-саков, баварцев – аварцев), скандинавов, англо-саксов и прочих т.н. индоевропейцев, которых еще сто лет назад историки обоснованно причисляли к кавказской расе.

10. ПОРОДИВШИЕ МУЖЕНЕНАВИСТНИЦ
Продолжая разговор о скифо-дагестанских языковых сходствах, снова обратимся к Геродоту, который, в отличие от остальных историков, лично общался со скифами.
«Скифы называют амазонок «эорпатами», — писал Геродот, — что по-гречески значит «людоубийцы, ибо «эор» означает «мужчина», а «патан» – убивать» (Геродот. История. Стр.136).
«Эор» в форме «эрк – эркек» в лезгинском языке означает «самец», «мужчина». А «патан» — «ненавистный», «противный», «грязный» – эпитеты, которыми и современные женщины нередко награждают некоторых знакомых мужчин.
Амазонки, скорее всего, были не вообще «людоубийцами», как пишет Геродот, а «мужененавистницами». Ибо детей и женщин, как свидетельствует и сам Геродот, амазонки не убивали, а мальчиков, рожденных ими после ежегодных весенних любовных встреч с мужчинами соседних племен, отдавали их отцам, оставляя девочек себе. И тому причиной были не только воспоминания о былом господстве женщин в семье и обществе во времена матриархата и не общность жен у скифов, как пишет Геродот, а то, что молодые и сильные мужчины часто уходили в дальние походы, иногда на десятилетия (28 лет продолжался набег скифских воинов через территорию Дагестана в Малую Азию, на территории Мидии, Асирии и др. государств), где заводили себе новых жен, детей и семьи. А оставленным женам ничего не оставалось, как коротать ночи с рабами-работниками в хозяйстве, от которых они и растили тех самых савроматов, «рожденных женщинами» и смертельно ненавидящих разгульных скифов, своих родичей, больших любителей грабежей и загульных пиров.
Плененные скифами и приведенные на Кавказ мидийцы, видимо, также причастны к появлению на свет божий савроматов, мстящих скифам за разрушение Мидии — древнехурритского государства. Даниялов Г.-А. писал, что «на Северном Кавказе живут потомки амазонок – савроматы. Они смешались с мидийцами, которых привели ( в VI в. до н.э.) в их страну скифы».
«Савромат» — производное от двух слов: «савра — цавра» или даже «чавра» означает на лезгинском «небесный», «огненный» или «осемененный», а «мату» — унизительное прозвище разгульной, неряшливой женщины, какими, видимо, и были амазонки — воительницы. Другой вариант — «рожденные от мидийцев – матиенцев, как называли древних предков мидийцев. Ибо по-лезгински «савра – чавра маты» означает «осемененные – покрытые матиенами – мидийцами».
Амазонок по- лезгински называли «амужтар». Даже имя такое сохранилось до наших дней –Амужат. В этом имени «аму – амай» означает — оставленная, брошенная, а «жат –джат» от джан» – душечка или даже от русского — жена (как и в дагестанских именах Сары-джат или Мард-жанат, что в переводе означает «жены, нареченные для Сары или Марда (Мерда)). Кстати, и танец лезгинка в Ахтах всегда считался девичьим и назывался «айиштар — айишатки», что является производным от «амужтар» -амазонки. После того как эту мелодию стали исполнять в спектакле «Оборона Ахты» на сцене Мариинского театра (с 1850г.), санкт-петербургская молодежь, которая любила в то время щеголять в кавказских черкесках с кинжалами и газырями, стала танцевать этот быстрый танец на балах и назвала его более понятным словом «лезгинка». Этот танец амазонок и поныне популярен в России, особенно когда свадебная или иная компания оказывается в ударе. Видимо, общие древние гены с кавказскими народами дают о себе знать.

11. СКИФСКИЙ ИМЯРЕК
К нашему времени смысл и значение многих фамилий, прозвищ, названий родов и даже сел утеряны, стерты тысячелетиями, но тогда, когда скифы были, как говорится, на коне, их имена служили для характеристики тех лиц, кто их носил.
Начнем с предка скифов и кавказцев, незабвенного с библейских времен Таргитая. Обычно этому имени придают смысл «долгомощный», что, на мой взгляд, близко к истине. По-лезгински «тар» означает дерево, а «тай» — ровня, то есть древоподобный. А деревья в древних лесах были такими, что их стволы могли обхватить несколько человек, взявшись за руки. В дуплах таких деревьев у основания можно было скрываться от непогоды всаднику, и не одному. До недавнего времени такие лесные великаны сохранялись на территории Сулейман-Стальского района.
В дошедших до нас, благодаря Геродоту, скифских именах сынов Таргитая — Липоксай, Арпоксай и Колаксай — вторая часть состоит из слова «ксай», производное от «кас» – каспи или «ксан» – по-лезгински «хороший, превосходный». Древние не меньше современников верили в магическое воздействие имени на судьбу человека. Учитывая, что сыновья и внуки Таргитая стали родоначальниками некоторых народов или получили правление над ними, имя Ли-ба-ксай имеет смысл «хороший или касский отец для Ли». Ар-ба-ксай переводится как «ариев отец хороший или касский». О том, что и скифы, и нахчи – дагестанцы были выходцами из долин рек Аракс и Кура, и происходят от касов, пишут многие исследователи.
Во II веке «скифы были под властью Скилура и его сыновей во главе с Палаком». Ски-лур состоит из «ски» – скиф и «лур» – прозванный. То есть «прозванный скифом». Возможно, и «усыновленный». А Палак — Балак – Балаков или Балатов и до наших дней сохраняется в именах и фамилиях современных дагестанцев.
В ассирийских хрониках сохранились название скифов ашкуза — ишкуза и имя их царя Ишпакай (Партатуа -Бартатуа по-гречески). За этого Ишпакая, вторгшегося в VII в. до н.э. в Переднюю Азию, была выдана замуж ассирийская царевна, которая родила от него царевича, названного именем Мадий (Гуляев В.И. Стр.128-130). «Ишпакай» или «Кюч – ба –кай» на базе лезгинского языка расшифровывается как «отец или царь кочевников» (в фийском диалекте лезгинского языка «кIкай» означает старший, уважаемый). От греческого варианта имени Партатуа (Бартатуа) и имени его сына от ассирийской царевны Мадия (Матия, Меда, Мута), возможно, и образовано имя Прометей или Парта – Метей, то есть сын Парта, Прата или сокращенно Пра – Метей. Ассирийцы, как известно, так же, как и впоследствии мидийцы, были приведены скифами на Кавказ и расселены здесь. Кстати, имена Мади –Мадиев, Мута – Муталиф сохраняются и ныне в Дагестане.
А слово «аш- куза» состоит из двух частей, где по-лезгински «куза» означает север (теневая, несолнечная сторона), а «аш – каш – кас» — это этноним «касы». В Курахском районе есть целая долина «кашов» или «касов» – «Кашан — дере». В древней части селения Ахты также имеется «Кас – кра» — укрепление или квартал «касов», которые, кстати, жили в стародавние времена в Чохор (шохор – шахер) – городе на левом берегу реки Самур, что напротив Ахты.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Лента новостей

Дагестанцы могут получить помощь в подготовке детей к школе

Партия «Единая Россия» запустила ежегодную акцию «Собери ребенка в школу», направленную на поддержку семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации....

Исполнительное производство: телефонная консультация и онлайн-сервисы

В Управлении Федеральной службы судебных приставов по Республике Дагестан продолжает свою работу Группа телефонного обслуживания. По многоканальному телефону 8...

Уважительных причин не бывает!

Что делать при задержке зарплаты Сотрудник, которому больше чем на две недели задержали зарплату, вправе приостановить работу. Об этом рассказал...

Узнайте о своих кредитах

Как проверить историю займов Каждый гражданин имеет возможность убедиться, взят ли на его имя заем третьими лицами. Для этого рекомендуется...
spot_imgspot_img

Вопрос-ответ №32 2025 г

Родители погибли в пожаре. Их квартира сгорела. Входит ли она в наследство? Существуют ли какие-то ограничения? В состав наследства входят...

Есть 500: юбилейная базовая станция компании «БУЛАТ» по проекту устранения цифрового неравенства построена в Курской области

В селе Петрово-Хутарь (Черемесиновский район Курской области) построена юбилейная 500-я базовая станций от компании «БУЛАТ» в рамках второго этапа...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам