Уважаемые депутаты и приглашенные! Завершается 2017 год и по сложившейся традиции мы должны подвести основные итоги нашей работы в уходящем году и определить основные задачи на новый год. В отчетный период депутаты Махачкалинского городского Собрания в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом муниципального образования городской округ с внутригородским делением «город Махачкала» и Регламентом Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» занимались вопросами своевременного и качественного нормативно-правового обеспечения проводимых в городе социально-экономических преобразований, а также реализации, основных задач, поставленных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию и директивных указаний руководства республики.
Надо отметить, что год уходящий, как и предыдущий, был нелегким в жизни города, так как в столице накопилось много проблем особенно в сфере земельно-имущественных и финансовых отношений, градостроительства и архитектуры, обеспечения качества городской среды, многие из которых носят хронически затяжной характер. К концу 2018 г. общий долг города вырос и составляет около 2 млрд. рублей, с учетом чего Городское собрание обратилось в ноябре этого года к руководству республики об оказании финансовой помощи на будущий год. Сложности создают долги города за предыдущий период, которые не прогнозировались и следовательно не были предусмотрены городским бюджетом.
Несмотря на имеющиеся трудности активно велась работа практически по всем направлениям жизнедеятельности столицы. На повестке дня решение ряда неотложных задач, поставленных и.о. Главы Республики Дагестан Владимиром Васильевым по наведению порядка и обеспечению законности во всех сферах жизнедеятельности города, качественного улучшения городской среды и повышению взаимодействию органов власти с населением. Эти задачи приобретают важное политическое значение и в связи с тем, что в наступающем году состоятся выборы Президента России, легитимность которых должна обеспечиваться максимально всеми имеющимися средствами особенно с учетом достаточно сложной современной международной обстановки в мире.
Уважаемые коллеги!
Депутатский корпус городского и районных Собраний как известно был сформирован в сентябре 2015 г. и не претерпел в текущем году изменений по своему составу. Напомню, что в состав депутатского корпуса 1 созыва городского округа были избраны 79 депутатов 45 из которых (по 15 от каждого из трех районов) вошли в состав Городского Собрания. В Собрании депутатов городского округа с внутригородским делением представлены 7 политических партий: ВПП «Единая Россия»- (33 чел.), ВПП «Родина»- (3 чел.), ПП «КПРФ» -(2 чел.), ПП «Справедливая Россия»- (4 чел.), ВПП «Правое дело»- (1 чел.), ПП «Патриоты России»- (1 чел), ПП «Российский Объединенный Трудовой Фронт» (РОТ Фронт)- (1 чел.).
С учетом основных направлений работы в составе Городского собрания были образованы первоначально 11 комитетов, а в дальнейшем с учетом текущих задач были внесены — их стало 8, и сегодня предстоит с учетом актуализации некоторых направлений нашей работы внести определенные коррективы в нашу работу и в этой части, что вполне закономерно.
Как и в предыдущий период в 2017 г. основное внимание Городского и районных собраний депутатов городского округа «г. Махачкала» уделялось, прежде всего, решению организационных вопросов и созданию правовой основы функционирования нового типа муниципального образования – городского округа с внутригородским делением, который реализован ещё в двух столичных городах России (Челябинске и Самаре). С учетом того, что состав депутатского корпуса в целом был существенно обновлен: 69 из 79 депутатов избирались впервые, значительное внимание уделялось вопросам разъяснения депутатам основ муниципального законодательства и организации депутатской деятельности на практике. В этой связи с участием представителей из других регионов, депутатов Народного собрания РД были организованы встречи и другие более двадцати мероприятия учебно-разъяснительного характера, готовится сборник всех действующих муниципальных актов, налажен информационный обмен с депутатами по ознакомлению их с материалами предстоящих обсуждений на комитетах и сессиях. В целях обмена опытом и более тесного взаимодействия были заключены в 2017 г. договора о сотрудничестве с Союзом представительных органов муниципальных образований РФ и муниципальным образованием г. Калуга, а также УФАС в РД.
За 2017 г. было проведено Городским собранием 8 заседаний, включая текущее, на которых было принято 69 решений, в т.ч. 45 связанных с принятием муниципальных нормативно-правовых актов, многие из которых затем дублировались и на районном уровнях.
В порядке реализации законодательной инициативы нами были также приняты 2 законопроекта, которые были направлены в Народное Собрание РД:
1. В целях усиления роли контрольно-счетных органов муниципальных образований Собранием депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» подготовлен и внесен в Народное Собрание Республики Дагестан (исх. №80 от 10.05.2017 г.) в качестве законодательной инициативы проект закона Республики Дагестан «О должностных лицах органов местного самоуправления Республики Дагестан, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях, при осуществлении муниципального финансового контроля».
2. Собранием депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» разработан и внесен в Народное Собрание Республики Дагестан (исх. № 306 от 12.12.2017 г.) в качестве законодательной инициативы проект закона Республики Дагестан «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Дагестан».
В своей деятельности за истекший период депутаты наладили более тесную связь с профильными структурами Администрации города и видимо эту работу необходимо проводить активно, поскольку без должного взаимодействия Собрания депутатов и Администрации города и внутригородских районов, невозможно организовать слаженную и эффективную работу по реализации вопросов местного значения. Необходимо наладить более эффективные формы совместной работы, усилив в первую очередь контрольные функции депутатов за исполнением в пределах своих полномочий.
Проводилась и другая плановая работа, о которой отмечается в отчетах депутатов и комитетов по итогам работы за 2017 г.
Вместе с тем, как и в других городах России, прошедший период ещё более подтверждает, что новый институт муниципального управления в сложившихся экономико-финансовых условиях функционирует в стране пока неэффективно и проводимая работа недостаточна для решения ряда актуальных вопросов местного значения, о чем отмечалось также на состоявшейся 15-19 марта этого года Международной научной конференции «Конституционное право: итоги развития, проблемы и перспективы» в Московском государственном университете им. М.В.Ломоносова с заключительным этапом в Государственной Думе РФ. Деятельность Собрания осуществлялась по направлениям, которые определили состав и структуру его Комитетов. Нормотворческая деятельность (инициирование разработки и утверждение нормативных правовых актов, приведение действующих нормативных правовых актов городского округа в соответствие с действующим законодательством) определяет основную нашу работу. Комитетом в инициативном порядке были подготовлены и впоследствии приняты нами два вышеуказанных законопроекта, подготовлены изменения в Регламент Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» в части контрольных полномочий Собрания (01.03.2017 г.).
Ведется систематическая работа по внесению изменений в Устав города Махачкалы в целях приведения его в соответствие с нормами федерального законодательства (последнее Решение Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» было принято 30.11.2017 г. № 20-5а).
Депутатами этого Комитета была проведена значительная работа и по рассмотрению поступивших в Собрание депутатов обращений граждан, основная часть из которых связана с вопросами обеспечения законности в сфере архитектуры и градостроительства, обоснованности выданных ранее правоустанавливающих документов за земельные участки. В необходимых случаях данные обращения направлялись для рассмотрения в уполномоченные органы по подведомственности.
Вопросы архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений остаются наиболее актуальными для городского округа. Профильный комитет городского Собрания как и другие комитеты проводит заседания комиссии, осуществляет контроль за исполнением ранее принятых решений, организует выезды по вопросам, относящимся к компетенции Комитета; работает с поступившими в адрес Комитета обращениями, а также непосредственно с жителями городского округа. В деятельности депутатов особое внимание было уделено коллективным обращениям граждан, которые поступили в адрес Городского собрания. По результатам обсуждения депутатами были подготовлены соответствующие письма в Управление по вопросам координации капитального строительства и Управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Махачкалы с поручением детального изучения и рассмотрения данных обращений. С учетом этого Администрации города необходимо принять более эффективные меры по предупреждению незаконного строительства в городе, предупреждению коррупции в этой сфере, а Городское Собрание планирует в будущем году более строго контролировать эту социально чувствительную сферу городского хозяйства и более строго спрашивать с ответственных работников. В этой связи предлагаем Администрации города в январе-феврале наступающего года организовать серию общественных обсуждений с привлечением депутатов, правоохранительных структур и представителей общественности для критического анализа сложившейся ситуации в архитектурной и градостроительной деятельности и выработать более эффективные и социально значимые меры по наведению порядка в этой сфере.
Работа Комитета по финансам, бюджету, налогам, экономической политике и собственности была направлена на повышение финансово-экономической самодостаточности города Махачкалы, расширение собственной экономической и налогооблагаемой баз, повышение эффективности распоряжения муниципальным имуществом города. Одной из самых важных задач Комитета является организация рассмотрения проекта бюджета города на очередной финансовый год и его утверждение, а также рассмотрение квартальных, полугодовых и годовых отчетов об исполнении бюджета город. В отчетный год Комитет строил свою работу в сотрудничестве с Администрацией города Махачкалы, в частности, Финансовым управлением, Управлением экономического развития, Комитетом по управлению имуществом, а также Контрольно-счетной палатой г. Махачкалы. Для реализации возложенных на нее задач за отчетный период Комитетом проведено 7 заседаний.
Одной из самых важных задач Комитета является организация рассмотрения проекта бюджета города и утверждение бюджета на очередной финансовый год. Члены Комитета принимают участие в работе рабочей группы по формированию бюджета города. В настоящее время идет работа по рассмотрению и принятию бюджет города на 2018 год и плановый период 2019-2020г.г.
Комитет по ЖКХ, промышленности, транспорту и аграрной политике также активно участвовал в рассмотрении огенеральном плане развития городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» до 2035г., Правил землепользования и застройки территории городского округа с внутригородским делением «город Махачкала», предусматривающие разделение городского округа «город Махачкала» на территориальные зоны с установлением для каждой из них градостроительного регламента. По итогам проделанной работы Комитет предложило: 1. Инициировать принятие нормативно-правового акта о создании особо охраняемой природной территории местного значения, что позволит взять под особый контроль незаконную застройку территорий, вырубку зеленых насаждений и т.д.
2. На основании подписанного Соглашения с Управлением Федеральной антимонопольной службы по РД усилить контроль и в целом работу по реализации решений в рассматриваемых сферах.
Образование, наука, культура, спорт и молодежная политика составляют также важнейшие направления деятельности депутатского состава. Эти направления осуществлял одноименный Комитет. В истекающем году Комитет держал на постоянном контроле создание условий для: образования детей, организации отдыха, занятости детей и молодежи в летний период, питания школьников, подготовки школ к новому учебному году, развития физической культуры и спорта в городе.
На заседаниях комитета рассматривались вопросы:- о ходе реализация муниципальной программы «Развития отрасли культуры в г.Махачкале на 2015-2017гг.; — о ходе реализации Программ развития физической культуры и спорта и молодежной политики в городе Махачкале на 2015-2018 годы; — о ходе реализации Программы развития муниципальной системы образования г. Махачкалы на период 2013-2017гг.» — об организации отдыха, занятости детей и молодежи в летний период;- о ходе подготовки к празднованию 160-летия основания города Махачкалы;- о питании школьников (с выездом в школы №8, 27,33,39);- об организации библиотечного обслуживания населения города; — о готовности школ к новому учебному году (ежегодно).
Комитет по поддержке малого и среднего бизнеса осуществляет свою деятельность в тесном контакте с Комитетами Собрания депутатов, где рассматриваются вопросы защиты прав и интересов предпринимателей.
Комитет по поддержке малого и среднего бизнеса осуществляет свою деятельность в тесном контакте с Комитетами Собрания депутатов, где рассматриваются вопросы защиты прав и интересов предпринимателей, а также с отделом инвестиционного развития и внешнеэкономических связей Управления экономики Администрации города Махачкалы. Предложения Комитета по поддержке малого и среднего бизнеса:
— сократить реальные сроки рассмотрения финансовыми организациями заявок субъектов малого и среднего предпринимательства на получение кредитных средств (сроки рассмотрения колеблются от одного до трех месяцев);
— снизить процентные ставки по кредитам для субъектов малого и среднего предпринимательства в городе (в настоящее время процентные ставки по кредитам для СМСП доходят до 25% годовых);
— кредитным организациям проработать механизм предоставления кредитов субъектам малого и среднего предпринимательства, при отсутствии оборотов у субъектов малого и среднего предпринимательства и их залогового обеспечения, так как, обороты и залоговое обеспечение начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим свою деятельность на территории городского округа, является основной проблемой.
В отчетном периоде Комитет по торговле, потребительскому рынку и услугам осуществлял свою деятельность во взаимодействии с Управлением торговли, потребительского рынка и предпринимательства и другими структурными подразделениями Администрации г. Махачкалы по вопросам, отнесенным к компетенции Комитета, в частности, в сфере торговли, потребительского рынка и услуг городского округа. Комитет проводит регулярно мониторинг цен на рынке №2 (с привлечением депутатов – членов профильной комиссии молодежного парламента при МГС) и осуществляет информационно – аналитическое наблюдение за состоянием продовольственного рынка, сырья и сельхозпродукции на территории городского округа. Мониторинг ценовой ситуации на потребительском рынке Махачкалы по перечню социально значимых товаров первой необходимости показал, что рост цен более 30 % в пределах установленного периода (30 дней подряд) не зарегистрирован ни на одну группу продтоваров, хотя ситуация высоких цен на товары наблюдается повсеместно. Следует отметить, что в целом ситуация на продовольственном рынке нашего города не критична и пока не вызывает серьезных опасений.
В целях сдерживания роста цен на социально значимые продукты питания путем увеличения производства сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров местными сельхозтоваропроизводителями, обеспечения им широкого доступа на потребительский рынок г.Махачкалы, включая торговые сети и продовольственные рынки, без посредников – перекупщиков, а также создания условий для реализации произведенной им продукции по доступным ценам на торговых ярмарках различных форматов Комитет считает целесообразным:
— заключение соглашений о сотрудничестве органов местного самоуправления с отраслевыми объединениями сельхозпроизводителей, переработчиков и предприятий торговли с целью поддержания цен на социально значимые продовольственные товары на определённом уровне;
— проведение в постоянном режиме мониторинга розничных цен на социально значимые продукты питания в торговой сети и на продовольственных рынке №2 и размещение обобщенных результатов мониторинга и анализ динамики цен на фиксированный набор продтоваров на официальном сайте Администрации г. Махачкалы или в газете «Махачкалинские известия»;
— осуществление оперативных согласованных действий (проверок) с привлечением представителей органов внутренних дел, Роспотребнадзора, Управления ФАС по РД, депутатов – членов профильных Комитетов городского Собрания на основании Плана мероприятий по выявлению фактов необоснованного повышения цен, спекуляции и ценового сговора при реализации социально значимых продовольственных товаров;
— реализация мер по замещению ввозимой социально значимой продукции из-за пределов региона продукцией собственных производителей, в том числе на основе целевых инвестиционных проектов;
— системная работа по наращиванию объёмов производства продукции АПК в целях повышения конкуренции и стабилизации цен на рынке социально значимых товаров;
— систематическое информирование населения через средства массовой информации о ситуации на потребительском рынке с целью предупреждения ажиотажного спроса;
— открытие специализированных магазинов и постоянно действующих торговых площадок для реализации собственной продукции местными производителями (сельскохозяйственными производителями, фермерами, предприятиями пищевой промышленности);
— открытие магазинов и отделов социальной направленности для реализации продовольственных товаров ветеранам, малоимущим и социально незащищённым гражданам;
В Заключение хочу поблагодарить всех депутатов за проделанную работу и высказать некоторые итоговые выводы
Несколько улучшилось взаимодействие с структурами Администрации, хотя имеются и факты по сути отказа в предоставлении необходимой информации о чем был письменно информирован Глава. Неудовлетворительной остается исполнительская дисциплина отдельных структур Администрации, связанных с представлением материалов в Городское Собрание.
Наиболее проблемными вопросами остаются также:
Обеспечение эффективной работы всего депутатского корпуса, повышение компетентности и результатов своей деятельности по конкретным направлениям.
Усиление контроля за деятельностью муниципальных органов и должностных лиц как того и требует ФЗ и Устав города;
Усиление работы среди молодежи и повышение эффективности проводимой работы в этой сфере активно привлекая также и потенциал Молодежного парламента при МГС;
Слабая работа фракций по обеспечению выполнения депутатами своих полномочий
Поэтому, еще раз, обращаясь к коллегам по депутатскому корпусу, прошу не забывать о том, что наша повседневная деятельность должна строиться во благо наших избирателей. Благодарю всех за сотрудничество и понимание важности той работы, которую мы ежедневно осуществляем на благо жителей городского округа.
Спасибо за внимание.