«Как влюбляется мужчина в женщину и женщина в мужчину, так и джинны могут влюбиться в человека. Считается, что подобным образом вселившийся джинн – самый трудноизгоняемый из тела человека. Его очень трудно вывести…»
Газета «Ассалам»
В мусульманской религии вера в джиннов, созданных Всевышним из огня, является неотъемлемой частью вероучения, и для верующих людей реальность влияния джиннов на состояние человека не вызывает сомнений. Когда человек начинает страдать от непонятных симптомов: голосов в голове, внезапной неприязни к близким, неконтролируемых агрессивных действий или мучительных болей – обращение к Корану и помощи богословов является первым и абсолютно правильным шагом.
В данной статье у меня нет намерения оспаривать эту веру или предлагать какие-то другие методы избавления от «джиннов», мое намерение состоит в том, чтобы рассказать читателю, что существует проблема мучающего джинна, которая к джиннам совсем никакого отношения не имеет – и вот почему.
Обычно современная психология смотрит на эти мучительные симптомы как на проявление тяжелого внутреннего состояния, результат глубокой психологической травмы или непереносимого внутреннего конфликта, и с этой точки зрения многие признаки «одержимости» удивительно точно совпадают с симптомами диссоциативных расстройств, импульсивных расстройств личности, эмоционального выгорания, чувств вины, обиды и психотравм, полученных в детстве.
Все мы знаем, что мудрость и сила Корана несравненны, и если в человека вселился джинн, то с помощью обряда очищения джинна изгоняют и состояние человека меняется, но когда к психологу, знающему о существовании «джиннов», приходит на прием человек и рассказывает о симптомах, похожих на влияние джинна, то психолог обязательно задает вопрос: «Вы обращались в мечеть, рассказывали об этом имаму, вы проходили обряд очищения от джиннов?» И если человек говорит: «Да», то для психолога это первый признак того, что проблема не в джинне, а в глубине сознания самого человека.
В практике часто встречаются случаи, когда люди приходят с жалобами, похожими на «вселение», проходят обряды, но облегчение не наступает, и это потому, что внутри них живет молчаливое знание: «Проблема не в джинне, а во мне, в том, о чем я не могу рассказать никому». Очень часто это бывает чувство вины за что-то, чувство обиды на близких людей, воспоминания о насилии, которое пришлось пережить когда-то, страх разоблачения в чем-то – это может быть что угодно другое, о котором человек не может рассказать никому из-за страха непонимания, осуждения или наказания. Он в глубине души знает, что это не джинн, он понимает, что это не поможет, но продолжает скрывать истинную причину своего состояния, и это все время всплывает в его памяти и разрушает его как личность. Хотя в большинстве случаев в процессе доставания этих глубинных причин оказывается, что они совершенно не существенны и восприняты таковыми только потому, что в то время, когда это происходило, его детский разум не смог дать адекватную оценку произошедшему.
Психолог помогает такому человеку разобраться в сущности проблемы и переосмыслить ее.
И есть второй фактор, который может провоцировать в человеке симптомы, похожие на влияние джинна или, как говорят, «влюбленного джинна». Это детские запреты особенно в отношении общения с противоположным полом, предостерегающие детей от ошибок и поступков, которые могли бы повлечь за собой пагубные последствия, которые гласят: «Это нельзя, это грязь, это позор, это грех». Такие запреты в воспитании детей необходимы, каждый ребенок должен знать об этических нормах своего поведения и чести и достоинстве, но беда заключается в том, что, взрослея, многие люди не могут переключиться с убеждения: «Это грязь, позор, грех» на убеждение: «Это семья, здесь можно, здесь нужно». А многим людям не удается переключиться на взрослое мышление и, подчиняясь глубинным детским запретам, они ведут себя так, как будто ими правит джинн.
И здесь с позиции психолога можно предположить: если обряд очищения не помогает, то, следовательно, проблема не в джинне, а в глубинных убеждениях самого человека, и ему нужна помощь в осознании различий детской и взрослой жизни и переосмысливания своего отношения к семейной жизни на данный момент времени.
Задача психолога – не лечить и не изгонять, задача психолога – помочь разобраться в том, что происходит сейчас и на что сейчас лучше всего обратить внимание и направить усилия, чтобы человек сам мог думать не о прошлых проблемах, а о важности себя сегодняшнего.
Таким образом, обращение за психологической помощью в таких ситуациях – это не отрицание веры, а акт заботы о своем психологическом здоровье, который поможет человеку исправить перекосы в своих убеждениях и укрепить свою духовную веру, обрести ясность и восстановить внутреннюю гармонию.
Эти пути не противоречат, а дополняют друг друга, ведя к одной цели – целостности человека, в котором вера, разум и душа пребывают в мире и согласии. Исцеление приходит тогда, когда мы находим в себе мужество принять всю возможную помощь: и духовную, и психологическую – чтобы с чистым сердцем и ясным сознанием идти по жизни дальше.
Мурад ЯКУБОВ, психолог









