(К 65-летию композитора Касума  Магомедова)
Касум Магомедович Магомедов – дагестанский композитор, педагог, заслуженный деятель искусств РФ (2005), заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества, член Союза композиторов России (1994). За многолетний творческий путь композитор обрел свой оригинальный профессиональный почерк в области хоровой и оркестровой музыки, вокальных и инструментальных миниатюр, верно следуя музыкальным традициям дагестанской композиторской школы.  Путь будущего композитора Касума Магомедовича Магомедова начался еще в детстве. Интонации и ритмы родных мелодий, голоса и звуки окружающего мира, сочные краски природы и мифология табасаранских ковров из калейдоскопа детских впечатлений  переросли в творческое мировоззрение музыканта.
 В родительском доме всегда поощрялись творческие начинания и стремления к новым знаниям. Следуя примеру отца и семейным традициям, Касум Магомедов по окончании школы в селении Джули решил продолжить обучение в Дербентском педагогическом училище. Становление творческой личности проходило в музыкальной атмосфере Дербента, отличавшегося ярким многонациональным интонационным колоритом. 
Формированию профессиональных качеств будущего музыканта способствовало общение с известными педагогами – композитором Д. Ашуровым, таристом и композитором Б. Кулиевым, таристом-виртуозом С. Замановым, чьи имена вписаны в Золотой фонд деятелей музыкальной культуры Дагестана. Музицирование на таре и пение табасаранских народных песен в концертах училища стали закономерной формой творческой реализации юного музыканта. С тех самых юных лет песни Табасарана сопровождают    Касума Магомедова в  течение всей жизни – от первых детских впечатлений к исполнительству и композиции и позднее к опыту собирателя фольклора.  
Получив профессию преподавателя начальных классов с музыкальным уклоном, Касум Магомедов начал реализовывать себя на педагогическом поприще, обнаружив в себе организаторские способности и осознав необходимость включения в школьные учебные программы табасаранских народных песен. Специально для детских исполнительских коллективов он создал сборник  песен для детей «Песня о Родине», наполненный  национальными  ритмами и интонациями. Он с энтузиазмом занялся концертной деятельностью со школьниками селений Сертиль, Кюряг и Халаг, составлением программ районных фольклорных фестивалей. Уровень исполнительства самодеятельных табасаранских артистов был достаточно высоким, и подготовленные ими концертные номера стали включать в фестивали республиканского значения. 
Успешная педагогическая работа и исполнительская популярность еще более подстегивали Касума Магомедова к совершенствованию профессиональных навыков. Последующее обучение в Махачкалинском музыкальном училище по классу тара у известного инструменталиста и композитора О. А. Аюбова обогатило музыкальные навыки, но не создало почвы для полного раскрытия и реализации творческих поисков. 
Определяющей вехой на творческом пути К. Магомедова стала встреча с известным композитором А. А. Агабабовым в Дагестанском государственном педагогическом институте, на музыкально-педагогический факультет которого и поступил будущий композитор. В классе композиции А. А. Агабабова К. Магомедов начал сочинять свои первые песни, регулярно показывая их на прослушиваниях   профессиональным дагестанским композиторам. Так его «школа» складывалась в творческом общении, во встречах  с   Н. С. Дагировым, С. А. Керимовым, студентами-музыкантами и музыковедами. Активная в те годы творческая деятельность Союза композиторов привлекала начинающих самодеятельных авторов, а консультации маститых композиторов способствовали уверенному воплощению творческих замыслов.  
Регулярно проводимые в 
70-80 годы пленумы, авторские концерты и творческие отчеты представлялись общественно важными событиями, а  люди творческих профессий получали от государства значимую поддержку. Возможность широких творческих контактов с коллегами из разных городов  способствовала интенсивной работе и личному обогащению. Встреча К. Магомедова в  Доме творчества города Иваново с композиторами-москвичами Э. Колмановским, К. Головиным, ленинградцами – А. Боярским, В. Соловьевым укрепила его в творческих устремлениях. Новые  эмоциональные впечатления ярко воплотились в партитуре «Концертино для кларнета и симфонического оркестра»(1982 г.).
 Касум Магомедов известен как автор произведений разных жанров – оркестровых, камерных, хоровых, музыкально-театральных, но главным жанром его творчества является песня, в том числе эстрадная. За долгий творческий путь композитором написаны вокальные циклы и более двухсот песен на стихи дагестанских поэтов. Многие вокальные опусы уже в 80-е годы прочно вошли в репертуар дагестанских и российских музыкальных коллективов. В это же десятилетие всесоюзная фирма грамзаписи «Мелодия» выпустила диски с песнями композитора, в том числе диск-гигант на стихи Р. Гамзатова «Я ищу это верное слово» с предисловием композитора В. Соловьева.  
Композитором написаны и крупные хоровые полотна – «Десять        обработок табасаранских народных песен» (1995), «Край признания и любви» (2002). В исполнении симфонического оркестра и большого хора радио и телевидения Санкт-Петербурга под управлением народного артиста РФ Станислава Горковенко прозвучала Баллада «Боль утраты» (1997) на стихи Т. Раджабова. Дирижер охарактеризовал это драматическое сочинение как     «значительное и удачное». 
Но творческое кредо композитора, конечно,  связано с сохранением народной национальной песенной традиции в ее аутентичном виде, что отразилось в деятельности Касума Магомедова – фольклориста-собирателя, и его композиторской самобытной интерпретацией народных тем в своих сочинениях. Вообще, К. Магомедов – первый музыкант, целенаправленно собирающий табасаранский фольклор и стремящийся зафиксировать подлинные народные мелодии.  В процессе знакомства и общения с известным музыковедом Манаширом Якубовым Касум  Магомедов  приобрел ценные знания и навыки, позволившие ему профессионально собирать и систематизировать материал. Так, в сборнике «Табасаранские народные мелодии и песни» впервые предпринята попытка жанровой классификации табасаранского музыкального фольклора.
Немало сил отдает Касум Магомедович просветительской деятельности и популяризации дагестанской музыки в России и за рубежом. Он участвовал в крупных музыкальных форумах, таких, как III Международный фестиваль «Музыка друзей-98», состоявшийся в Москве (1998). Особо значимым событием в творческой биографии К. Магомедова явилась поездка по нескольким городам США (1998), где в рамках культурной программы композитор исполнил свои сочинения и продемонстрировал в записи сочинения дагестанских композиторов. 
Касум Магомедов является председателем правления благотворительной общественной организации «Ассоциация исполнительского искусства Дагестана», деятельность которой направлена на возрождение и пропаганду национального музыкального наследия народов Дагестана. К. Магомедов уже более десяти лет ежегодно по знаменательным датам и праздничным дням организовывает благотворительные концерты в домах-интернатах, библиотеках, учебных заведениях, охватывая самые разные аудитории слушателей – от юного школьника до почтенного ветерана. Посредством увлекательных бесед и насыщенных концертных программ музыканты «Ассоциации» развивают эстетический вкус дагестанского слушателя, воспитывают культуру восприятия классического искусства, что особенно важно и необходимо для подрастающего поколения. Общественная организация «Ассоциация исполнительского искусства Дагестана» оказала содействие в организации и проведении большого фестиваля «Мир — Кавказу», а также юбилейных вечеров известных деятелей искусства Дагестана – 
Н. С. Дагирова, М. А. Гусейнова, Х. М. Баширова, Ш. Р. Казиева, 
К. А. Курбанова. 
Общественно-музыкальная деятельность композитора включает и его работу в составе жюри республиканских фестивалей «Мелодии Рубаса», «Шарвили», «Шунудаг».
В настоящее время композитор занимается педагогической деятельностью – передает свое мастерство и навыки ученикам и создает оригинальные вокальные и инструментальные композиции. В цикле пьес для фортепиано «Табасаранская тетрадь (Десять пьес для фортепиано на народные табасаранские темы)»(2007) Касум Магомедов оригинально воплотил народные музыкальные темы, используя разнообразные фактурные приемы и средства выразительности, достигая современного гармонического звучания.  
Творчество Касума Магомедовича красочно охарактеризовал его земляк, поэт Шамиль Казиев: «Его музыка от жизни, она родилась в гуще народа и поэтому тесно связана с повседневными запросами народа. В его музыке – величавая роскошь табасаранских гор и изумрудный простор его полей, восторг первого бутона, раскрывшегося весной и печальный шепот падающего осенью листа, рев буйного Рубаса и журчание одинокого родника в глухом ущелье, восторженная песня первой любви и первый крик младенца. Как ученый-археолог из отдельных черепков воссоздает произведения искусств ушедших цивилизаций, так и Касум Магомедов из руин утраченных мелодий воссоздает национальную народную музыку табасаранцев», и, как отметил председатель Союза композиторов России, композитор В. И. Казенин, «замечательный талант и вдохновенная музыка Касума Магомедова получили заслуженную известность, он своим творчеством внес заметный вклад в отечественную музыкальную культуру». 



