Экспортеры ваххабизма. Как Аравия хотела развалить СССР

Недавно меня назвали ваххабитом. Очевидно, что изрекший это в мой адрес не понимал ни что такое ваххабизм, ни что такое ислам. В очередной раз это говорит об уровне знания и понимания дагестанцами некоторых терминов, не говоря уже о правилах, культуре ведения дискуссий. Хотя чему тут удивляться, если даже специалисты академического уровня путают понятие «ваххабизм», придавая ему статус религиозного течения?

Большевики стерли все традиционные институты Страны гор, перекроили социальную и экономическую карту; семейные ценности также испытали удар. Но взамен мы так и не приобрели новые ценности, они не стали для нас родными. Поэтому к 1991 году дагестанский народ оказался в некоем вакууме. Начало формироваться новое общество в очень угрожающих условиях, а именно в условиях глобализации и идеологического вакуума. Требовалась новая идеология, но она за эти годы так и не сформировалась.

Что касается ваххабизма: он стремился занять образовавшиеся пустоты, а так называемые специалисты называли это движение религиозным течением, памятуя о том, что оно возникло на территории нынешней Саудовской Аравии. Надо раз и навсегда понять, что идеологическая платформа этого движения – это Ахлу-сунна ва-ль-Джамаа, то есть Люди сунны и общины, то есть последователи пророка и его друзей, его общины.

Наследный принц КСА (Королевства Саудовская Аравия) Мухаммад ибн Салман заявил в своем интервью американскому изданию The Washington Post, что так называемый ваххабитский салафизм был придуман, сформирован и экспортирован Саудовской Аравией по просьбе союзников для противостояния советской экспансии.

Этот процесс начался с началом Холодной войны. Он признал, что его страна экспортировала и финансировала эту идеологию в том формате, который предполагал насилие, экстремизм, агрессию и терроризм. 

Ибн Сальман говорил об инвестировании правительством С. Аравии в строительство мечетей, религиозных школ, распространение литературы экстремистского толка в мусульманских регионах, наиболее важных для ослабления влияния советской идеологии.

Я исследовал эту литературу и предупреждал о последствиях ее влияния для подрастающего поколения жителей Северного Кавказа.

Хочу сказать, что ввод советских войск в Афганистан в противовес Талибану был одной из главных причин развала Советского Союза.

Что касается исторического «ваххабизма», то он возник в середине XVIII века на территории нынешней Саудовской Аравии как движение за возвращение к первоначальному исламу. Основатель нового учения – Муххамад бин Абдулваххаб, по имени которого названо движение. Его учение в целом представляет собой развитие ханбалитских принципов в их крайнем выражении. Учение ваххабизма разрабатывалось на основе книг имамов ханбалитского мазхаба (правовой школы): Ибн ал-Таймийя и Ибн ал-Кайима. 

Это движение было создано для объединения народов Саудовской Аравии и изгнания английских колонизаторов с ее территории. Ваххабитское движение этой цели добилось, но это не значит, что оно может добиться таких же значительных результатов и в Дагестане. Ханбалитский мазхаб предполагает уничтожение традиционного уклада народов той страны, в которую он экспортирован, и внедрение собственных традиций.

Из этого можно сделать вывод: ваххабизм выступает против трех правовых школ (мазхабов) суннитского ислама: шафиитского, малакитского и ханафитского. Остается четвертый, ханбалитский, мазхаб, на основе которого было создано ваххабитское движение. В основном, верующие дагестанцы придерживаются шафиитского мазхаба. Согласно его принципам, ислам, проникший в чужую страну, не только уважает существующие в ней традиции и адаты, но и при необходимости изменяет свои адаты в пользу культуры коренного народа. Если сказать, что имам Шамиль боролся против дагестанских адатов, это будет неправильно. Он боролся против явлений деградации дагестанского общества, от которых следовало избавиться. Отсюда вывод: ислам необходимо знать не только как религию, но и как философию, культуру.

Сегодня, когда продолжается процесс религиозного возрождения народов Дагестана, необходимо избегать монополизации понимания ислама и искать точки соприкосновения различных его течений. Непонятные для многих названия: «ваххабизм», «фундаментализм», «салафизм» и др. вносят раскол в сознание верующих, что я изложил в официальной справке руководству Госсовета Дагестана еще в 1997 году.

P. S. Очевидно, что дагестанскому обществу надо четко разделить понятийный аппарат, привести его к единому знаменателю и оперировать правовыми терминами, которые прописаны в законе: экстремизм и терроризм, иначе мы рискуем нагнетать в обществе подозрительность, недоверие и раскол, что чревато деградацией общественных связей и консолидационных скреп.

Шафи Акушли, востоковед

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Нажимая кнопку, Вы подтверждаете, что ознакомлены и согласны с Пользовательским соглашением и даёте своё согласие на обработку персональных данных.

Лента новостей

«Горы тоже нуждаются в защите»

Сергей Меликов подвел итоги Международного форума В заключительный день Второго международного горного форума в Доме дружбы в Махачкале прошло заседание...

В штатном режиме с нововведениями

В Дагестане стартовала призывная кампания В Республике Дагестан, как и по всей России, официально началась осенняя призывная кампания. Как сообщил...

Полоть и сажать…

Как дагестанский Кулибин разработал универсальный мини-трактор Второй Международный форум по развитию горных территорий собрал в Дагестане иностранных гостей, официальных лиц...

Акция со скидкой

В Махачкале больше недели, как стартовала акция на оплату в общественном транспорте. В случае оплаты проезда с помощью QR-кода...
spot_imgspot_img

Цена прогресса или путь к финансовой зависимости?

Благополучие экономики находится в прямой зависимости от сохранения баланса между необходимостью развития и финансовой ответственностью. Кредиты – все равно...

Последняя инстанция помощи…

Почти 2 000 выездов детской паллиативной бригады на дом к тяжелым детям Достижения современной медицины, конечно, велики. Но есть ряд...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам

Махачкалинские известия
Обзор конфиденциальности

На этом сайте используются файлы cookie, что позволяет нам обеспечить наилучшее качество обслуживания пользователей. Информация о файлах cookie хранится в вашем браузере и выполняет такие функции, как распознавание вас при возвращении на наш сайт и помощь нашей команде в понимании того, какие разделы сайта вы считаете наиболее интересными и полезными.