В Дербенте прошла научно-религиозная конференции «Ислам в Дербенте в эпоху благородных сподвижников», который был приурочен к 1382 годовщине принятия ислама в России. Инициатива Федеральной лезгинской национально-культурной автономии была впервые реализована при поддержке власти и научного сообщества в 2023 г. Круг вопросов, которые обсуждаются на подобных конференциях (а их было решено проводить ежегодно), это исламизация, роль сподвижников в походах арабов, захоронения и артефакты, связанные с завоевательными походами и арабо-мусульманской культурой.
Известно, что Дербент – первый город в России, который принял ислам и через который религия распространилась на всю территорию страны. То же относится и к христианству, и к иудаизму.
Небольшая историческая справка:
Годом начала принятия ислама в России считается 643 год (отсюда и дата 1382), в котором арабы вплотную подошли к Дербенту, когда там был сасанидский (персидский) правитель Шахрбараз (Шахрияр). Завоеватель легко взял город, но удержать его не смог, так как в Халифате началась междоусобица и арабы ушли с недавно завоеванных земель. В то время на Восточном Кавказе владычествовала другая мощная политическая сила – хазары, которые воспользовались политической возможностью и заняли Дербент. Конечно, арабы не могли потерять столь важный стратегический центр, имеющий серьезное геополитическое значение с выходом к морю, и в начале VIII века предприняли попытки отвоевать Дербент, уже у хазар. Цели достиг арабский полководец Маслама ибн-Абдул-Малик. Захватив в 731 году Дербент, Маслама решил миграционной политикой удержать древний город и переселил сюда 24 тысяч арабов из Сирии и Месопотамии (современный Ирак). Через пару лет в Дербенте появилось семь кварталов и семь мечетей, примечательны названия: Иорданская, Палестинская, Дамасская… А еще через год была построена соборная «пятничная» мечеть («Джума-мечеть»).
Конференция состоялась на базе двух учебных заведений Дербента: филиала ДГУ и Дербентского медицинского колледжа им. Г. Илизарова.
Формат конференции включал в себя и науку, и религию: за научную часть отвечал Институт Востоковедения РАН, Дагестанский федеральный исследовательский центр РАН, преподаватели вузов, историки, филологи. Религиозную часть представлял Муфтият РД, богословы, имамы, религиозные деятели мечетей Дербента и других населенных пунктов, а также теологи из Дагестанского гуманитарного института.
Также были государственные и общественные институты, такие как Федеральная лезгинская национально-культурная автономия, Центр имени Гасана Эфенди Алкадарского, Миннац РД.
Прибыл на конференцию и видный государственный деятель, советник главы Дагестана Энрик Муслимов, статс-секретарь – заместитель министра по национальной политике и делам религий РД Арсен Махмудов. Гостями мероприятия были религиозные деятели из Саудовской Аравии, Ирана, Азербайджана и Киргизии.
От имени министра по национальной политике и делам религий Темирлана Абуталимова выступил Арсен Махмудов, который зачитал приветственный адрес: «Этот город — не только колыбель ислама в России, но и наглядный пример воплощения исламских принципов толерантности и межконфессионального диалога. Наш долг – чтить это наследие, беречь его и передавать следующим поколениям как бесценный дар».
Полпред Муфтията РД в Южном территориальном округе Мухаммадарамазан Раджабов, отметил важность сохранения духовного наследия сподвижников и укрепления исламских ценностей:
«То, с чем пришли благородные сподвижники с первых лет ислама, и по сей день бережно сохраняется в нашей стране благодаря имамам и поддержке государства».
К началу конференции был выпущен специальный научный сборник, включивший доклады и тезисы участников, которые касались исторического аспекта распространения ислама в Дагестане, миссии сподвижников пророка Мухаммада и духовных традиций мусульман.
Среди выступавших и докладчиков конференции были Сефербег Гамидов (директор Культурно-просветительского центра им. Гасана Алкадари), профессор Саад Муса Аль-Муса (университет Умм аль-Кура, Саудовская Аравия), кандидат филологических наук Татьяна Аникеева (Институт востоковедения РАН), профессор Аль-Мукади Султан Гувейзи (Умм аль-Кура), доктор исторических наук Замир Закарияев (ДГУ).
Небольшая дискуссия развернулась вокруг знаменитого кладбища Кырхляр («Сороковник») в Дербенте. Само число сорок не означает точного числа, оно скорее, сакральное. К слову, в этой части кладбища с сундукообразными могилами находится 52 захоронения, и все они относятся к 11-12 вв., а это уже период сельджуков, а не арабов. Кроме того, подобные сундукообразные могилы обнаружены и в с.Гимейди Дербентского района. А список захоронений приведен в письменном памятнике Дербент-намэ. Религиозные деятели однако утверждают о захоронении в Дербенте 700 сподвижников, и при этом ссылаются на тафсиры – комментарии Корана. Ученые же склонны ссылаться на научные данные и археологические артефакты. Захоронения первых арабов, пришедших в Дербент с завоевательными и миссионерскими целями в 7-8 вв. обнаружить не удалось.
По итогам конференции была принята резолюция, согласно которой было решено проводить ежегодные мероприятия в Дербенте в рамках проекта «Россия — Дербент — Ислам — 1400».



