Время – безмятежная река: события, люди, целые эпохи то всплывают к ее поверхности, то вновь погружаются в мягкие обволакивающие воды, грозя навсегда исчезнуть в
  бесцветной ленте небытия. И, увы, неподвластен человеку главный закон времени – необратимость.
  Невозможно прокрутить назад историю – лишь выхватить из ее потока значимые факты, лица героев и гениев эпохи, чьи имена стали достоянием и гордостью человечества.
  В большей степени эта задача под силу одному из самых интересных жанров искусства
  – документальному кино и тем, кто его создает, — кинематографистам. На них возложена
  почетная миссия летописцев событий, человеческих судеб, истории.
  Справляются ли с ней дагестанские кинематографисты? Какие мысли, идеи волнуют
  их, и почему дагестанский зритель не избалован показами документального кино?
  В поисках ответов на эти вопросы я обратилась к руководителю творческого объединения «Панорама» Абдуле БЕЧЕДОВУ.
Документальное кино — интересное и очень трудоемкое
  искусство, — говорит он. – В
  среднем на один фильм приходится 30-50 выходов на
  съемки. Приступая к работе,
  я запасаюсь «христианским»
  терпением, иначе зритель не
  осмыслит кино, не проникнется
  идеей произведения.
  Абдула Бечедов не понаслышке знаком со всеми
  премудростями творческой
  работы. На сегодняшний
  день все отснятые им картины – результат сложной плодотворной работы автора,
  первой из которых является
  небезызвестная — «Вспомним
  всех поименно». Удивительна
  предыстория создания этой
  киноленты:
  — В годы Великой Отечественной войны мой дед пропал без вести. Мне хотелось
  проследить путь его воинской
  службы. Перебирая архивные
  документы, я обнаружил, что
  имена многих людей, павших
  в ожесточенной битве за Родину, за давностью времени преданы забвению. Так возникла
  идея создания документального кино «Вспомним всех поименно».
  В то время, да и впредь,
  огромную помощь мне оказал
  Государ
  ственный
  комитет
  по архиву РД
  тем, что
  откликнулся
  на мою
  просьбу
  предоставить
  весь необходимый для
  изучения материал,
  — с благодарностью говорит он.
  Тема истинного патриотизма и удивительной человеческой судьбы в годы Великой
  Отечественной войны нашла
  свое воплощение в другом его
  кинопроизведении «Фронтовая
  журналистика».Огромной удачей Абдула Бечедов считает
  то, что при его создании ему
  удалось встретиться с несколькими из военных журналистов.
  К сожалению, их, как и ветеранов Великой Отечественной
  войны, из года в год становится все меньше и меньше, и вот
уже те из них, кто принимал участие в фильме, ушли из
  жизни: это Тамара Березов-
  ская и Федор Зимбель.
  Думается, что упомянутые выше фильмы призваны
  ответить на острый вопрос о
  проблеме нравственно атриотического воспитания. Каким
  должен быть настоящий патриот? Как все это донести до
  сознания мальчиков и девочек,
  взращенных на бездушных
  блокбастерах, «нежизненном»,
  компьютеризированном кино?
  Достойные примеры любви к
  Родине, мужества и самоотверженности явили бы им герои
  авторских кинокартин дагестанского кинематографиста, будь
  они представлены школьникам
  на уроках военной подготовки
  или во внеурочное время.
  На сегодняшний день А.Бечедов — автор семи картин, в том
  числе «Союз журналистов Дагестана», «Боль тревоги» (фильм
  о чернобыльцах), «Пусть сбывается мечта», «Фестиваль и
  туризм», «Почта вчера и сегодня», которые были замечены
  и получили высокую оценку на
  международных и российских
  кинофестивалях. Яркое свидетельство тому – дипломы и
  награды: дипломант. Международного фестиваля им.
  С.Ф.Бондарчука «Волокаламский рубеж» за фильм
  «Вспомним всех поименно», лауреат конкурса «Все мы сочинцы хотя бы раз в году»
  за фильм «Фестиваль
  и туризм», на V Международном фестивале видеолюбителей
  2-е место в номинации «Фильм, посвященный 60-летию По-
  беды» – «Вспомним
  всех поименно», дипломант 2-го Международного фестиваля
  им. С.Ф.Бондарчука
  «Волокаламский рубеж» – фильм «Фронтовая журналистика», диплом
  лауреата 2-го регионального
  конкурса журналистов «Золотое перо» памяти Героя России
  А-Х. Кадырова, второе место в номинации «Лучший материал,
  способствующий укреплению
  дружбы народов Северного
  Кавказа» и многие другие награды.
  Участие в многочисленных
  фестивалях – огромный, но, пожалуй, не единственный стимул
  для работы.
  — Приятно осознавать, что
  твой труд оценен именитыми профессионалами этой сферы культуры, но для меня важнее всего
  тот опыт, который я приобретаю,
  общаясь с представителями российских и зарубежных киностудий. Эти встречи дорогого стоят,
  — признается А. Бечедов.
  Дорогого стоит и конкуренция дагестанского документального кино, составляемая
  творческим объединением «Панорама» таким маститым кинофабрикам, как «Ленфильм»,
  ОАО «1 канал Росмедиагрупп»,
  «Беларусьфильм».
  Беседуя с Абдулой Магомедовичем, я изначально и не подозревала о том, что этот опытный кинематографиста
  мостоятельно осваивал премудрости киноискусства.
  Окончив иностранный факультет ДГУ, он работал
  пресс-секретарем МЧС и
  по долгу службы снимал
  стихийные бедствия, отсылая затем материал на
  телевидение.
  — Это были очень напряженные и интересные
  годы работы, — вспоминает он, — своеобразная
  база подготовки для моего будущего занятия документальным кино.
  К сожалению, нет в Дагестане ни студии, ни базового центра, где начинающие ребята
  могли бы обучаться киноискус
  ству, поэтому А. Бечедов мечтает об открытии секции детско-юношеских фильмов, чтобы
  помочь молодежи реализовать
  свой творческий потенциал.
  В одиночку существовать
  таким, как Абдула Бечедов,
  немыслимо. Осознавая это,
  известный дагестанский кинематографист Магомед Сулейманов выступил с предложением собираться всем деятелям
  кино республики для обсуждения творческих замыслов и
  планов.
  А пока в рамках твор
  ческого объединения
  «Панорама» А. Бечедов
  планирует объявить конкурс на лучшую
  идею
  создания
  документального
  фильма о
  Дагестане. Уже
  учреждена
  ежегодная
  премия
  «Панорама» за лучший фильм
  года. Разве это не прекрасный
  стимул для молодых начинающих кинорежиссеров?
  — Хотелось бы создать
  фильм об обычаях, традициях
  народов Дагестана, — поделился Абдула Магомедович своими планами на будущее. — Переводить их на национальные
  языки.
  Когда я спросила о необходимости атериальной поддержки, он только плечами пожал: «Надо работать, засучив
  рукава, а не сидеть, протянув
  руку».
  Приступая к написанию
  этого ма териала,
  я поймала
  себя
  на
  мысли, что
  культурное
  наследие
  создается не
  группой
  людей и
  даже не
  специальными министерствами и ведомствами, а отдельными личностями – настоящими энтузиастами, признанными мастерами своего дела.  



