Идейный синкретизм. Тарикат Бекташийя

Основателем этого тариката является Хаджи Бекташ Хорасани (1208-1270), который рано приобщился к религиозным и мистическим наукам.
Доктрина и практика братства во многом носят синкретический характер, то есть в них можно наблюдать черты других тарикатов и учений, исповеданий и верований.
Данный орден поддерживал тесные связи с турецкими янычарами, а его лидеры оказывали заметное влияние на внутреннюю политику Османской империи в течение многих десятилетий.
Судя по содержанию книги Хаджи Бекташа «Малакат», автор придерживался суннитского направления ислама и вместе с тем являлся большим приверженцем тассаввуфа – мусульманского мистицизма.
Своеобразное понимание бекташевцами исламских наук и их особая любовь к Али Аби Талибу, которого шииты считают своим верховным владыкой, а также к его учению и потомкам, послужило фактором, объединяющим суннитов и шиитов.
Когда в 20-х годах XX века пришедшие после развала Османской империи к власти в Турции кемалисты запретили деятельность всех суфийских братств, ведущие органы ордена переместились в Албанию и оказали большое влияние на развитие духовных традиций мусульман Балканского полуострова, где по настоящее вре-мя сохраняются и функционируют его структуры.
Со времени своего основания тарикат в основном действовал на территориях, преимущественно занятых тюркским населением, и поэтому он повлиял на становление и развитие духовных традиций и культуры турецкого народа.
Центральная текке (обитель) ордена расположена в Хаджи Бекташе в Турции, а второй по значению центр братства находится в Калканделене на Балканском полуострове и объединяет муридов, проживающих в Албании, Косово, Македонии и в других странах данного региона.
Некоторые исследователи отмечают в ритуальной практике Бекташийя не только мистические, но и некоторые другие элементы, свойственные восточным верова-ниям.
Тарикат Бекташийя, учреждения и структуры которого были закрыты и упразднены еще во времена османского правления, а муриды преследовались в первые годы кемалистской революционной перестройки, позже стал объектом повышенного внимания Турецкой республики в благоприятном понимании этого выражения.
В настоящее время братство благополучно функционирует в Турции, многие ведущие политические деятели, представители бизнеса и культуры являются его членами.
Ежегодно в Хаджи Бекташе, в современной Турции, проводятся пышные празднества в честь основателя ордена, и в них принимают участие на только тысячи верующих, но и многие видные деятели турецкой элиты.

Такие разные пути постижения Истины. Другие тарикаты и их подвижники
Кроме вышеназванных, существовали и существуют множество других тарикатов, орденов, братств, иных формирований и группирований, адепты которых ищут свои Пути восхождения к Божественной Истине.
Суфии, как правило, толерантно относятся к представителям других тарикатов и мазхабов, течений и учений, даже иных религий и верований, считая, что не вражда должна присутствовать внутри конфессий и между ними, а диалог и дискус-сии.
Разные суфийские братства образовались различными путями и способами. Одни из них изначально возникли как самостоятельные формирования, другие отпочковались от больших орденов, а третьи сложились в результате объединительных процессов, охвативших те или иные тарикаты.
Для суфийского движения в целом характерны межтарикатские общения и участие в совместных мероприятиях, переход муридов из одного братства в другое, а также отсутствие заочной критики и взаимных обвинений между орденами.
В период расцвета суфизма в мусульманском мире одни шейхи и устазы, руководившие тарикатскими формированиями, как правило, хвалили своих коллег из других братств, предлагали муридам послушать их учителей, поделиться с ними своими взглядами. Серьезных противоречий между орденами не было, они также не имели идейных противников и врагов в общинах верующих, не охваченных тарикатами.
В современном мусульманстве наблюдается несколько иная картина.
В последнее время появились активные противники и даже враги суфизма в лице так называемых салафитов или ваххабитов, которые для внедрения своей идеологии — так называемого «чистого ислама» прибегают даже к насилию с помощью оружия. Это отдельная тема, мимоходом ее не осветить, да и задачи такой перед нами не стоит, поэтому, опустив ее, вернемся к суфизму.
Поскольку полностью охватить все тарикаты и осветить их теорию и практику рамками одного сочинения невозможно, в дополнение к вышеизложенному приведем краткие справочные сведения еще о некоторых других муридских братствах.
Орден Увайсийя. Древнейшее тарикатское формирование, основаное Увайсом Карани, современником Пророка Мухаммеда в Йемене. Сохранилось предание, что Увайс, хотя и не видел Пророка, получил от него духовное наставление и разрешение на подвижническую деятельность.
Братство Шатарийя. Оно было сформировано потомком Шихабудина Сухраварди Абдуллахом Шатари. Слово «шатари» означает «скорость» и Абдуллах получил такое прозвание, потому что проповедовал быстрое продвижение по мистическому Пути к познанию Истины. Он жил в XV веке в Индии, где имел многочисленных последователей.
Орден Халватийя. Организован Умаром Халвати в XIV веке. Несмотря на иранское происхождение, братство получило свое распространение в Турции, на Балканском полуострове, Кавказе. Особое внимание в его теории и практике уделяется аскезе, посту, уединению.
Братство Байрамийя. Основано Хаджи Байрамом Вали в XV веке и объединяет в себе многие принципы тарикатов Накшбандийя и Халватийя.
Далее назовем некоторые другие тарикаты, имена их основателей и время организационного формирования.
Синанийя – Ибрагим Синан – XVI век.
Шамсийя – Шамсудин Ахмад – XVI век.
Ниязийя – Мухаммед Ниязи – XVII век.
Джарахийя – Мухаммед Джарах – XVIII век.
Даркавийя – Абу Хамид Даркави – XIX век.
Бузидийя – Ахмад Бузиди – XIX век.
Харракийя – Абу Абдуллах Харрак – XIX век.
Алавийя – Ахмад Алави – XX век.
Выше приведены более или менее полные сведения о тарикатах, возникших в разное время, в различных странах. Большинство из них сохранились до нашего времени и действуют в мусульманских общинах по всему миру.
Включая в настоящее сочинение сведения именно об этих тарикатах, автор исходил из определенных критериев, среди которых назовем следующие:
Степень влияния на умму.
Количественный и качественный состав.
Популярность среди верующих.
Известность основателей и лидеров.
Распространенность теории и практики.
Духовная связь с подвижниками раннего ислама.
Вклад в мусульманскую науку.
Мистические достижения.
Приведенные здесь данные составляют всего лишь маленькую крупицу того сложного, многогранного и практически не исчерпаемого явления, каковым является суфизм.

Факторы, объединяющие тарикаты
Практически без исключения все тарикаты имеют общую основу, заключающуюся в том, что мусульманин вправе и может установить непосредственную духовную связь с Божественными силами при определенных условиях. Среди этих условий можно назвать такие, как богобоязненность, законопослушность, нравственная чистоплотность, умственная полноценность, а также духовная развитость личности верующего, ставшего на суфийский путь.
Для подавляющего большинства муридов, кроме всего этого, требуется целенаправленное обучение и воспитание под руководством наставника.
В некоторых случаях адепт может оказаться на высоких уровнях духовной продвинутости при минимальной помощи или вообще без такой помощи со стороны наставника-учителя, когда он оказывается в состоянии «захваченности» Высшими Силами, которые наделяют его особым даром и способностями. Этот феномен, именуемый «джазба», мало изучен, но о его реальности имеются многочисленные свидетельства, сохранившиеся с древности и имеющие место в наше время.
Если взять классическое суфийское воспитание и обучение, практикуемое духовными учителями и наставниками различных тарикатов, то отмечается ряд общих факторов, которые их объединяют. К ним следует отнести следующие:
-вирд – определенные обязательства, принимаемые на себя муридом и выполняемые под руководством наставника;
— зикр – упоминание Всевышнего, осуществляемое в различных формах;
— коллективные радения;
— молитва, медитация, созерцание;
— уединение, аскеза;
— постоянное изучение явных и тайных наук;
— беспрекословное соблюдение норм шариата;
— самоконтроль, самовоспитание, самообучение;
— адаб – особый этикет во взаимоотношениях с людьми;
— примерное поведение.
Вместе с тем каждый тарикат, независимо от того, сформировался он изначально самостоятельно или отпочковался от другого, как правило, имеет свои отличительные особенности. Они могут быть внешними и касаться ритуалов или одеяния, или внутренними и относиться к организационной структуре формирования, а также к содержанию учения, методам обучения и т. д.
Основатели и наставники, учителя и функционеры всех тарикатов утверждают, что их деятельность исходит из трех источников: Корана, сунны Пророка, ша-риата. Эти три источника, как известно, вообще являются основой мусульманской религии. Практическое же исполнение установлений этих источников в разных тарикатах может быть неоднородным, хотя и сходным. Эта неоднородность может касаться только частностей, но не фундаментальных положений. Это является исходным принципом всего суфийского движения в целом.
Продолжение следует.
 

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Лента новостей

Дагестанцы могут получить помощь в подготовке детей к школе

Партия «Единая Россия» запустила ежегодную акцию «Собери ребенка в школу», направленную на поддержку семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации....

Исполнительное производство: телефонная консультация и онлайн-сервисы

В Управлении Федеральной службы судебных приставов по Республике Дагестан продолжает свою работу Группа телефонного обслуживания. По многоканальному телефону 8...

Уважительных причин не бывает!

Что делать при задержке зарплаты Сотрудник, которому больше чем на две недели задержали зарплату, вправе приостановить работу. Об этом рассказал...

Узнайте о своих кредитах

Как проверить историю займов Каждый гражданин имеет возможность убедиться, взят ли на его имя заем третьими лицами. Для этого рекомендуется...
spot_imgspot_img

Вопрос-ответ №32 2025 г

Родители погибли в пожаре. Их квартира сгорела. Входит ли она в наследство? Существуют ли какие-то ограничения? В состав наследства входят...

Есть 500: юбилейная базовая станция компании «БУЛАТ» по проекту устранения цифрового неравенства построена в Курской области

В селе Петрово-Хутарь (Черемесиновский район Курской области) построена юбилейная 500-я базовая станций от компании «БУЛАТ» в рамках второго этапа...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам