Успех любой выставки зависит от ее подготовки, обязательный пункт которой – это
реклама. Программа, предваряющая открытие межрегиональной выставки «Деловой
Дагестан», с каждым разом
становится более многоплановой, в ней учитываются наблюдения прошлой работы и
международный опыт.
Остается более месяца
до начала работы четвертой
промышленной выставки в Махачкале, а ее организаторы
вышли на старт в экономическом просвещении населения. И самый традиционный
партнер в этом деле – средства массовой информации.
На прошедшей 13 марта в
Доме журналистов пресс-конференции отраслевые министерства и комитеты, ответственные
за проведение «Делового Дагестана-2007» были представлены
заместителями: Булатом Мамаевым, Трандофилом Янаковым
и Сайпулой Гайдарбековым.
«Получить достойную информационную поддержку»
— зам. председателя дагестанского отделения СЖ России
Эмма Тыщенко определила
цель этой встречи, и экономисты наполнили ее содержанием
(по ходу они напомнили о трех
«Балах прессы», в которых они являлись деловыми партнерами Союза журналистов).
— Наше сотрудничество носит творческий характер,- в
подтверждение эволюции партнерских отношений и одновременно популярности «Дагестан-ЭКСПО» Булат Абидович
привел факты. — Уже сами СМИ
пропагандируют себя через
нашу выставку.
Работа по организации весенней промышленной выставки началась задолго до этой
пресс-конференции. Уже несколько месяцев делаются рассылки ее участникам. Состав их
постоянно обновляется
— Одни приходят, другие
уходят,- Б.Мамаев объяснил
эту кажущуюся непостоянность. — Фирма уже после одной
выставки входит в рынок и два
года работает с этим зарядом.
Если экономическая неграмотность простительна обывателю-потребителю, то уровень производителей и госзаказчика должен предусматривать подобную форму входа в рынок.
— Другого способа, чтобы появились товары, человечество не изобрело, — ответил Булат Абидович на один из вопросов корреспондента газеты «Зори Табасарана» Г.Абдурахманова о пропагандистской роли выставки.
Кроме знакомых нам по предыдущим выставкам разделов, в этом году организуются конкурсные торги «Госзаказ -2007». Стремлением сделать продукцию дагестанских производителей не только конкурентоспособной, но и обеспечить ей серьезного покупателя, вызвано и участие в выставке в качестве потребителей министерств и фондов с солидными бюджетами, муниципальных образовательных учреждений.
— Есть фабрики, которые на грани закрытия, это для них возможность подняться.
Конечно, одной выставкой потребности мы не реализуем, — мысль своего экс-министра о спасительной роли подобных показов поддержал действующий представитель Министерства промышленности, транспорта и связи Т. Янаков. — Надо сделать все возможное и невозможное, чтобы деньги тех, у кого они есть, направить на пользу республике. Если заказчику выгодно купить на стороне – пусть покупает, но, если наши товары одинаковы, надо покупать свои.
Во многих регионах это регламентируется жестко, на рынок не допускаются привозные товары. Есть определенные преимущества у дагестанских фирм на самой выставке. Среди них и первоочередность в выборе демонстрационной площади. Собственную экспозицию представляет на выставках «Деловой Дагестан» Комитет Правительства РД по поддержке и развитию малого предпринимательства и потребительского рынка. На конференции правительственный комитет представлял С. Гайдарбеков.
— Если не через три-четыре года, то через пять лет состояние местных производителей, работающих в сфере возрождения народных промыслов, улучшится, — подытожил он свои надежды на такого рода промышленно-экономические выставки.
Кроме дагестанского производителя, в «Деловом Дагестане – 2007» будут участвовать фирмы из Санкт-Петербурга, Москвы, Краснодарского края, других краев и областей, а также зарубежья. Среди тех, кто не первый раз привезет свое оборудование в Махачкалу, победитель прошлогодней выставки ЗАО «Сан-Сан» из Ставрополья.
Интересуясь участниками, а также ключевыми моментами организации, открывающейся 19 апреля межрегиональной выставки с международным участием, журналисты попутно уточнили некоторые проблемы экономического плана. 90 процентов дагестанских фирм находятся в тени, и это одна из причин того, что они не могут выставить свой товар. Создается специальная служба по возврату кредитов. На заводе «Авиаагрегат» создан уникальный рулевой усилитель для автомобилей, позволяющий гордо заявить: « У нас конструкторы не слабее, чем…». То же можно сказать и о радионавигационном оборудовании фирмы «Сапфир». Пластиковые изделия «Мушарака» превзошли аналогичную германскую продукцию и по цене, и по техническим параметрам.
— Иногда на наших выставках мы видим то, о чем сами до этого не знали,- предварил свои размышления об уровне маркетинга Б.Мамаев. — 40 процентов бюджета многих фирм уходит на рекламу. У наших производителей нет еще своего имени, нет бренда.
Для эффективности информационной работы Булат Абидович шутливо предложили вести в периодических изданиях рубрику «Навстречу выставке». А если серьезно, то в выставочные дни в зале будут работать два плазменных экрана с рекламной информацией.