Заместитель главы города Махачкалы Рустам Магомедов на аппаратном совещании под руководством мэра Юсупа Умавова презентовал концепцию развития транспортной системы столицы.
В дальнейшем на ее основе будет принята программа по модернизации транспортной отрасли города.
В рамках концепции предусмотрены меры по оптимизации маршрутных сетей для повышения доступности общественного транспорта, внедрение мультимодальной пересадочной модели, пересмотр схемы размещения остановочных пунктов и проведение цифровой трансформации. Докладчик также рассказал о преимуществах общественного транспорта большого класса, который станет одним из ключевых аспектов концепции.
Оптимизация маршрутной сети
Рустам Магомедов заявил, что основной целью работы является улучшение качества транспортного обслуживания граждан через оптимизацию маршрутной сети. Это включает в себя совершенствование структуры парка подвижного состава, корректировку маршрутов и расписаний.
В настоящее время пассажирские перевозки в Махачкале выполняются по устаревшим маршрутным сетям, сформировавшимся за длительный период. Средний возраст этих маршрутных линий составляет 20-25 лет, они были созданы в конце 90-х — начале 2000-х годов, когда город имел совсем иные очертания. На данный момент большинство из этих маршрутов уже не актуальны.
Особенно страдают жители периферийных районов, куда не доходят транспортные линии и отсутствует система остановочных пунктов. В то же время центр города подвергается перегрузке из-за большого количества дублирующих маршрутов.
Эффективность маршрутной сети и ее интеграция в улично-дорожную сеть напрямую влияют на время, которое жители тратят на передвижение, и на рациональное использование подвижного состава.
Формирование маршрутной сети планируется с учетом ряда условий: минимизация времени поездки пассажиров, включая время подхода к остановкам и ожидания транспорта; соответствие маршрутной сети основным направлениям и характеристикам пассажиропотока; координированное развитие маршрутной сети в рамках городской агломерации с узлами внешних коммуникаций и интеграция с другими видами транспорта, включая внеуличный и железнодорожный.
«Наша задача — разработать организацию движения так, чтобы на существующей улично-дорожной сети разгрузить трафик, перенаправить потоки и сделать передвижение более комфортным,» — подчеркнул Магомедов.
Пересмотр схемы маршрутной сети
В 2018 году в Махачкале была принята комплексная схема организации дорожного движения, разработанная институтом Мостранс. Они предложили свое видение магистральных маршрутов города с учетом тех реалий. Власти города взяли эту схему в основу, внесли некоторые корректировки с учетом изменений — открытия новых дорог, перемещения пассажиропотока, появления новых точек притяжения.
Город разбит на 62 транспортно-территориальные зоны. Каждая из зон формируется вокруг определенных точек притяжения. Это может быть социальный или коммерческий объект, большое количество рабочих мест на одной локации, точки досуга и т.д.
В прошлом году было закуплено 47 новых автобусов. Например, маршрут №65, на котором теперь курсируют новые большие автобусы посажен на старый маршрут. Сегодня уже поступают жалобы от граждан по поводу интервальности движения и тесноты в транспорте.
«Мы поставили новую технику на устаревшую сеть, и, как результат, ее работа оказалась неэффективной.
Таким образом, если мы разработаем новую схему движения, но оставим устаревший подвижной состав, это также приведет к негативным последствиям. Поэтому подход к решению проблемы должен быть комплексным», подчеркнул Магомедов.
Внедрение мультимодальной пересадочной модели
Рассматривается возможность внедрения мультимодальной пересадочной модели. Она предполагает пересадку пассажиров на магистральные маршруты автобусов большого и среднего класса с маршрутов, подвозящих их к магистралям на автобусах малого класса.
То есть будет внедряться система транспортно-пересадочных узлов, которые расположатся на окраинах города, либо в местах с высокой концентрацией пассажиров. Такие пересадки предпочтительнее, чем организация прямых маршрутов с низкой частотой движения.
Например, запуск маршрута от Северной автостанции до Редукторного поселка может оказаться экономически нецелесообразным. В таких случаях перевозчики могут пытаться снизить стоимость перевозок, экономя на транспорте и водителях, что в итоге приводит к ухудшению качества обслуживания пассажиров.
С учетом того, что население города превышает 500 тысяч человек, можно ввести социальный стандарт, разработанный Минтрансом России, который допускает до двух пересадок. Это будет организовано так, чтобы не ухудшить финансовое положение граждан и не увеличить время их поездок.
В транспортно-пересадочных узлах вне зависимости от значения расчетных пассажиропотоков время передвижения на пересадку пассажиров не должно превышать пяти минут без учета времени ожидания транспорта. Планируется предложить пересадочный тариф для владельцев транспортных карт.
Пересадочной тариф работает следующим образом. Горожанин сел на один вид транспортного средства, доехал до его конечки. Далее в течении 30-40 минут по транспортной карте он пересаживается на другой маршрут и у него средства с карты либо не списываются, либо списываются со значительной скидкой — порядка 50%.
Пересмотр схемы размещения остановочных пунктов
Важным вопросом является рациональное размещение и оборудование остановочных пунктов пассажирского транспорта. В том числе для маломобильных пассажиров. Следует пересмотреть существующую схему размещения остановочных пунктов Махачкалы, которая насчитывает сегодня 472 точки, чтобы расположить их вблизи пересечений или примыканий улиц у пассажирообразующих объектов и основных путей следования пешеходов.
По итогу планируемой реформы будет сокращено количества маршрутов на 22 единицы. То есть вместо существующих 68 будет 46 с хорошими пассажиропотоками.
По существующей схеме маршрутной сети и остановочных пунктов видно, что выпадает огромное количество трасс, на которых остановочных пунктов нет.
«Это наше видение, оно скорее всего будет откорректировано институтом, который будет этим плотно заниматься. Мы привлечем экспертов, аналитиков для разработки комплексной схемы», — пояснил заммэра.
Преимущества общественного транспорта большого класса
Среди видов пассажирского транспорта при прочих равных условиях транспортные средства большого класса являются наиболее эффективным средством перевозок как с экономической точки зрения, так и с точки зрения рационального использования городского пространства.
Каркас маршрутной сети будет сформирован на основе маршрутов с высокой частотой сообщения. Так называемые магистральные маршруты представляют собой маршруты, которые будут обслуживаться автобусами большого и экстра большого класса.
Экстра большой класс это так называемые забытые всеми уже «гармошки». На сегодняшний день они набирают популярность в России ввиду острой нехватки водительского состава. Эта проблема является актуальной для всей страны.
Чтобы увязать количество водителей с количеством транспортных средств, нужно увеличивать класс транспортного средства. То есть магистральный маршрут нацелен на это и предполагает введение выделенной полосы.
Проведение цифровой трансформации
При оптимизации систем транспортного обслуживания в качестве одного из ключевых мероприятий Рустам Магомедов считает необходимым проведение цифровой трансформации путем создания единого диспетчерского центра.
Работа единого диспетчерского центра на основе использования современных цифровых решений в системе транспортного обслуживания должно обеспечить достижение следующих целей: контроль качества транспортного обслуживания в городской агломерации, автоматизация планирования маршрутов и расписания движения транспортных средств.
Сегодня эта система в пилотном проекте работает в нескольких городах мира, в России ее нет.
«В принципе наша инфраструктура может быть к этому подведена. При существующих поставщиках услуг и маршрутах она будет бесполезна. То есть ее нужно вводить именно комплексно вместе с переходом на регтарифы на новые маршруты и с перевозчиками, которые будут работать по новым стандартам.
У нас семь перевозчиков и далеко не все соблюдают требования, которые к ним предъявляются. А требования элементарные, даже оснащение ГЛОНАССом, многие от этого отходят. Перевозчикам дано время до 1 ноября текущего года оснастить 100% своих автомобилей системами ГЛОНАСС. Будут проведены рейдовые мероприятия на предмет забора у них лицензий», — отметил Магомедов.
Али Магомедов