Будки и ларьки, пристройки и строения – некоторое время назад казалось, что с этим поделать ничего невозможно. Однако новое руководство города показало, что навести порядок можно, если это делать законно и последовательно. «МИ» расспросили начальника Правового управления Администрации г. Махачкалы Шамиля Шахова, какая работа ведется в этом направлении.
В ИНТЕРЕСАХ ГОРОДА
– За последние месяцы в собственность муниципалитета вернули большое количество земельных участков. Как идет процесс?
– Процесс возврата земельных участков в собственность муниципалитета – это кропотливая и системная работа, основанная на судебно-претензионной деятельности администрации. Должностные лица Правового управления, отдела муниципального земельного контроля и Управления имущественных и земельных отношений ежедневно проводят мониторинг земель в границах города.
В ходе этой работы выявляются участки, права на которые оформлены с нарушениями земельного законодательства или без достаточных правовых оснований. После анализа правоустанавливающих документов и сопутствующих материалов, при наличии признаков незаконного владения или регистрации прав на землю другими лицами администрация обращается в суд для защиты интересов муниципального образования.
– Какова общая площадь возвращенных участков?
– Только за последний год в муниципальную собственность было возвращено 267 578 квадратных метров земли общей кадастровой стоимостью 834 667 753 рубля. Это результат системной и последовательной работы администрации, направленной на восстановление законности и эффективное использование муниципальных ресурсов.
– Нередко люди успевают возвести капитальные объекты на самовольно занятых территориях. В таком случае они могут их узаконить?
– В тех случаях, когда на незаконно занятом земельном участке располагается объект капитального строительства, администрация обращается в суд с исковым заявлением, содержащим два требования: об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения и о признании возведенного на нем строения самовольным с последующим его сносом. Данный способ защиты является виндикационным, то есть направленным на восстановление нарушенного права собственности муниципального образования на земельный участок, находящийся в незаконном владении других лиц, и является надлежащим и эффективным способом защиты нарушенного права.
– Сколько дел о возврате земельных участков находится в производстве?
– По состоянию на 11 ноября 2025 года в производстве судов различных инстанций находится более 300 исковых заявлений, поданных Правовым управлением Администрации города Махачкалы и Управлением имущественных и земельных отношений администрации города. Все они направлены на возврат в муниципальную собственность земельных участков, незаконно оформленных в частную собственность.
СНОСИМ И ДЕМОНТИРУЕМ
– Работы по демонтажу и вывозу НТО ведутся ускоренными темпами. Сколько уже вывезено? До конца года определен объем предстоящих работ?
– В этом направлении работа ведется ежедневно. С начала текущего года с территории города уже вывезено около 200 объектов. Определить точное количество предстоящих к демонтажу конструкций невозможно, поскольку мониторинг осуществляется на постоянной основе в режиме реального времени. Как только выявляется факт самовольного размещения торгового объекта, администрация оперативно принимает меры по его демонтажу. Такой подход позволяет поддерживать благоустроенный облик города и обеспечивать равные условия для добросовестных предпринимателей.
– Кто возмещает средства, потраченные на снос и вывоз?
– После проведения мероприятий по сносу (демонтажу) незаконных объектов и вывозу строительного мусора администрация осуществляет судебно-претензионную работу по взысканию понесенных расходов с лиц, осуществивших самовольное строительство.
В соответствии с положениями статьи 222 Гражданского кодекса РФ обязанность по сносу самовольной постройки возлагается на лицо, осуществившее строительство. Однако в силу сложившейся судебной практики, если решение суда длительное время не исполняется, администрации предоставляется право на самостоятельный снос с последующим взысканием затрат, понесенных на демонтаж и вывоз мусора. Это обеспечивает не только восстановление правопорядка в сфере градостроительной деятельности, но и возврат муниципальных средств, затраченных на устранение последствий незаконных действий.
Для обеспечения прозрачности и правовой чистоты процесса составляется акт выполненных работ, формируется смета затрат, а документы о фактических расходах прилагаются к исковым материалам.
– Каков механизм контроля за тем, чтобы незаконные ларьки и будки вновь не «вырастали» на свободных участках?
– Механизм контроля за недопущением появления новых нестационарных торговых объектов включает в себя постоянный муниципальный контроль, осуществляемый соответствующими отраслевыми подразделениями администрации, в частности Управлением торговли и предпринимательства города Махачкалы при взаимодействии с отделом муниципального земельного контроля и Управлением архитектуры и градостроительства.
Контрольная работа включает ежедневный мониторинг территорий, проведение профилактических мероприятий, а также разъяснительную работу с предпринимателями о необходимости соблюдения требований законодательства и порядка размещения объектов торговли.
Особое внимание уделяется предупреждению самовольной установки торговых павильонов путем своевременного выявления фактов их монтажа и оперативного реагирования.
Администрация старается действовать не карательно, а предупредительно, так как лучше объяснить и помочь оформить все по закону, чем демонтировать.
– Допустим, снос произвели, а кто очистит территорию от строительного мусора?
– Да, разумеется. В соответствии с положениями статьи 107 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» снос строения, здания или сооружения либо их отдельных конструкций включает в себя разборку, демонтаж или разрушение строения, здания или сооружения, указанных в исполнительном документе, либо их отдельных конструкций независимо от типа, назначения и степени завершенности, а также уборку строительного мусора. Таким образом, исполнение решения суда о сносе объекта подразумевает полный цикл мероприятий, от демонтажа конструкций до очистки и восстановления территории.
– Многих интересует вопрос: что появится на освобожденных участках взамен НТО?
– Возвращенные в муниципальную собственность земельные участки будут использоваться в строгом соответствии с их территориальным зонированием и градостроительными регламентами.
В приоритете остаются территории общего пользования – это пространства, предназначенные для свободного и безвозмездного доступа неограниченного круга лиц: парки, скверы, пешеходные зоны, дворовые территории, детские и спортивные площадки.
Администрация планирует направлять высвобождаемые земли на благоустройство городской среды: создание зеленых зон, зон отдыха и общественных пространств, а также на реализацию социальных и инфраструктурных проектов, способствующих улучшению качества жизни горожан.
Главная цель этой работы – это вернуть землю городу и людям, чтобы каждая территория служила развитию Махачкалы и была полезна ее жителям.
– Существует ли вероятность, что эти площади вновь будут выставлены на аукцион под строения уже других объектов по плану администрации?
– Суть нашей работы по пресечению незаконной земельной и градостроительной деятельности состоит в том, что правонарушения, как правило, совершаются в обход муниципалитета. После принятия мер по возврату участков в муниципальную собственность и приведению их правового статуса в соответствие с законом муниципалитет вправе распоряжаться этими участками по установленным федеральным правилам, в том числе через проведение открытых торгов (аукционов).
Такой порядок следует из положений земельного законодательства о предоставлении земельных участков на торгах. Это обеспечивает прозрачность, конкуренцию и равный доступ для инвесторов и застройщиков, а для города – реализацию планов комплексного развития территории, создание социальной и инженерной инфраструктуры и формирование устойчивой налоговой базы. Проще говоря: земля возвращается в правовое поле и дальше работает на город по понятным и законным процедурам.
ЧТО БУДЕТ С МКД…
– Какая работа проводится в отношении МКД (многоквартирным домам). Что учитывается для принятия решения?
– В отношении многоквартирных домов подход максимально выверенный и социально ориентированный, потому что речь идет в том числе о заселенных объектах и защите прав граждан. Оценка ведется по совокупности критериев, среди которых: наличие угрозы жизни и здоровью (несущая способность конструкций, состояние фундаментов, сейсмостойкость, состояние инженерных систем); соблюдение норм противопожарной безопасности (эвакуационные пути, системы оповещения и пожаротушения, противопожарные разрывы); соответствие санитарно-эпидемиологическим и градостроительным регламентам; законность подключения к инженерным сетям, нагрузка на инфраструктуру; статус прав граждан (добросовестные приобретатели, наличие зарегистрированных договоров и прав).
Для объективной оценки создана межведомственная комиссия, в которую входят представители администрации, прокуратуры, органов государственного строительного надзора и иных уполномоченных органов.
Комиссия по каждому дому выносит заключение и рекомендует дальнейшие меры, строго исходя из баланса публичных интересов и прав жильцов.
Возможные решения: легализация и приведение в соответствие (устранение нарушений, доведение до нормативов, оформление прав при соблюдении градостроительных требований); поэтапный демонтаж (если объект создает угрозу и не подлежит приведению в соответствие) с обеспечением безопасности и прав граждан, а также другие решения.
Ключевой принцип администрации – пропорциональность и приоритет прав граждан: каждое решение принимается персонально по объекту, с учетом реальной технической картины и правового статуса жильцов, чтобы минимизировать социальные риски и одновременно восстановить законность градостроительной деятельности.
Магомедрасул ОМАРОВ



